Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направлености "Основы театрального искусства"
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Раздел 1 «Основы театральной культуры»
- направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия театрального искусства, этикетом.
Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видеоматериалы, проектная деятельность, посещение спектаклей, экскурсии.
Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов, защиты проектов.
-
Раздел 2 «Техника и культура речи»
- включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и речевые тренинги. Речевые тренинги выполняются в группе или по подгруппам.
При работе над литературным текстом проводятся групповые и индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, прозаические отрывки, произведения русских и зарубежных авторов, аудиозаписи мастеров художественного чтения.
-
Раздел 3 «Ритмопластика»
- направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности. Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. «Пластический образ персонажа» включает пластические импровизации и этюды, помогающие передать характерный образ того или иного сказочного героя. На занятиях используются музыкальные произведения, репродукции, просмотр видеофильмов, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения. На 2 год обучения вводится тема «Элементы танцевальных движений. Современный эстрадный танец». На 3 год к упражнениям по ритмопластике добавляются упражнения по сценическому движению. Полученные навыки в работе над освобождением мышц и пластической выразительностью тела применяются учащимися в работе над созданием образа персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего тела, рационального и эмоционального аппарата.
-
Раздел 4 «Актерское мастерство»
- направлен на развитие психофизических свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского мастерства. Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь обучающимся направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить для работы в творческом коллективе, открыть поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, а на третьем году познакомить с технологией создания характера на сцене. В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры, специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Тема «Сценическое действие». От упражнений на развитие внимания, воображения, обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия. Сначала это упражнения на память физических действий, затем – этюды. На этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия. Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены – языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста обучающихся и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного анализа.
-
Раздел 5 «Работа над спектаклем»
- является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.
Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, фольклор. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус.
Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.
Практики
Нет