Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ВСК Десант(подготовителный уровень) 7-10 лет 2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УСЛОВИЙ
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ВСК «ДЕСАНТ»
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

3
3
7
8
9
10
15
16
16
16
20
21
24

-2-

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сила и эффективность патриотического
воспитания определяется тем, как глубоко
идея
Родины
овладевает
личностью,
насколько ярко видит человек мир и самого
себя
глазами
патриота.
Воспитать
патриота – это значит наполнить
повседневную жизнь ребёнка благородными
чувствами, которые окрашивали бы всё, что
человек познаёт и делает.
В.А. Сухомлинский
В наше непростое и быстроменяющееся время, когда ритм жизни захватывает человека
настолько, что бывает трудно остановиться и задуматься: кто ты и откуда, очень важно не
потеряться в этой жизни, не оторваться от главных ценностей и своих истоков.
Жизнь современного общества ставит серьезные задачи в области воспитания нового
поколения. Одна из актуальных задач государства и общества – это решение проблемы
патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Родине нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные и
грамотные люди, которые были бы готовы в случае необходимости, встать на ее защиту. В
Национальной доктрине образования в Российской Федерации дан социальный заказ на
воспитание трудолюбивого и высоконравственного человека с активной жизненной позицией,
патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической
мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы
патриотического воспитания. Согласно Конституции Российской Федерации «Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина». Но стать достойным защитником Отечества –
дело сложное, поэтому каждый юноша должен заранее готовить себя к воинской службе.
Но, несмотря на социальный заказ государства, в области военно-патриотического
воспитания и подготовки к службе в армии имеются следующие проблемы:
- в школах исключен из учебного плана предмет «Начальная военная подготовка»
- в СМИ отсутствует пропаганда престижа военных профессий, очень слабо отражаются
положительные стороны службы в армии.
Всё это приводит к тому, что в рядах молодежи призывного возраста желание защищать свою
Родину не сформировано.
С каждым днем растет количество молодых людей, которые не считают службу в
Вооруженных силах Российской Федерации своей обязанностью, пренебрежительно отзываются
о нашей стране и ее народе.
С другой стороны, мы наблюдаем слабое физическое развитие и ухудшение состояния
здоровья молодых людей призывного возраста. В наше время в жизни большинства людей не
хватает двигательной активности и здоровых привычек. Это касается также детей и молодежи.
Отсутствие увлечений, самореализации и успешности приводит к неуверенности в собственных
силах, и, вслед за этим, к ухудшению самочувствия, эмоционального, психического и
физического здоровья.
Программа ВСК «Десант» является локальным документом, определяющим содержание
и особенности организации учебного процесса, учитывающим возможности и особенности
развития обучающихся.
Нормативно - правовую основу разработки программы ВСК «Десант» составляют:
1. Послание Президента РФ Федеральному собранию -2020;

-3-

2. Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ);
4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ о внесении изменений в Федеральный
закон; Об образовании в Российской Федерации; по вопросам воспитания обучающихся;
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16)
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного
комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
8. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания 3 личности гражданина
России в сфере общего образования»;
9. Концепция развития ДОД до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
11. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 364820; Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 года N 28;
12. Приказ Министерства Просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) «О направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях» N ИР-352/09 от 30.05.2013 г.;
14. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации N 996-р от 29.05. 2015 г.);
15. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно
с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
16. Устав МАОУДО ЦТДМ» (утв. Постановлением администрации Асиновского района
21.05.2018, № 687);
17. Правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУДО ЦТДМ города Асино (Пр.
№ 60 от 08.04.2024);
18. Положение о количестве обучающихся в объединении, их возрастных категориях
продолжительности учебных занятий в МАОУДО ЦТДМ (Пр. №79/1 от 02.09.2019)
19. Положение о порядке приема перевода, отчисления и восстановления обучающихся в
МАОУДО ЦТДМ города Асино (Пр. от 31.08.2023);
20. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МАОУДО ЦТДМ города Асино (Пр. №79/1 от
02.09.2019).
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
ВСК «Десант» - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы: занятия в военно-спортивном клубе – это путь становления
здоровой и успешной творческой личности. У детей и подростков, активно занимающихся
спортом и готовящихся к службе в армии, развиваются не только физическое, но и психическое
здоровье, морально-нравственные качества личности, что, в свою очередь, способствует
формированию гражданско-патриотических взглядов и профилактике различных вредных
привычек. На занятиях в нашем клубе присутствуют тренировки, походы, экскурсии в музеи,
встречи с ветеранами боевых действий в Афганистане и Чечне, занятия с использованием
-4-

компьютера и информационно-коммуникативных технологий, а так же воспитанники участвуют
в различных соревнованиях, что даёт им возможность проявить себя в разных видах
деятельности. В нашем клубе учащиеся приобретут специальные профессиональные знания и
умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Новизна программы состоит в том, что она является комплексной программой и состоит
из нескольких, связанных между собой блоков которые выстроены в единую систему военноспортивной подготовки будущих призывников:
1. Блок специальной подготовки по военно-прикладным дисциплинам;
2. Блок общефизической подготовки;
3. Блок спортивных игр;
4. Блок самообороны;
5. Блок выживания в экстремальных условиях;
6. Блок летних лагерных сборов.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы.
Данная дополнительная общеразвивающая программа определяет задачи обучения
граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы:
- формирование морально-психологических и физических качеств гражданина,
необходимых для прохождения военной службы;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России,
и ее Вооруженных Сил;
Данная образовательная программа способствует отвлечению подростков от вредного
влияния улицы, воспитывает у них чувство гражданского долга и патриотизма, изучая
российские традиции в военном деле, получая информацию об исторических событиях времён
Великой Отечественной войны. Подростки имеют возможность за время посещения занятий
улучшить свои ЗУН по данным дисциплинам, определиться в выборе военной профессии, легко
справляться с заданиями при их участии в соревнованиях и военно-спортивных играх.
Не менее важным является и то, что педагогом создаются условия, способствующие
воспитанию таких качеств как: смелость, находчивость, инициативность, честность,
принципиальность, взаимовыручка и благородство. Это способствует развитию у обучающихся
желания вести здоровый образ жизни, не становится на скользкий путь криминала, пьянства и
наркомании.
- приобретение навыков в блоках: Строевой подготовке; Огневой подготовке (стрельба из
ПН и МК оружия, разборка и сборка автомата); ОФП (сдача норм ГТО, соревнование); Истории
ВОВ (Уроки мужества); Воздушно – десантной подготовке (мат. часть парашюта); гражданской
обороны; Основы рукопашного боя.
- практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов – участие в ВСИ
«Звезда Победы», «Орленок», «Зарница» и «Победа».
Данная программа определяется сегодня значением военно-патриотического воспитания
детей и подростков Томской области и направлена на создание образцово-показательного
юнармейского отряда. Коллектива способного к социализации в условиях гражданского
общества, уважающего права и обязанности будущих защитников Отечества, умеющего
применять знания и умения, полученные в ходе отработки программы «Десант» на разноуровневых мероприятиях военно-патриотической и спортивной направленности.
Педагогическая целесообразность: задача программы не просто усвоить навыки и
умения военно-прикладных дисциплин, но прежде всего, важнейшая цель освоения программы
– учить миру, умения применять навыки, полученные в клубе в обычной повседневной жизни в
мирных целях, формирования компетенций, необходимых для службы в армии, способности
работать в команде, максимально раскрывая свои индивидуальные качества, умение быть
значимой частью целого.
Принципы построения ДОП:
- актуальность – данный принцип отвечает потребностям современного уровня
общественной жизни и ориентирует на эффективное решение проблем в будущем;
- реалистичность – это соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
-5-

- целостность – обеспечивает согласованность и полноту, взаимодействие и
последовательность действий по реализации целей;
- контролируемость – принцип, который определяет ожидаемые результаты, параметры
и способы проверки конечных и промежуточных результатов;
- корректируемость – позволяет своевременно реагировать на отклонения и сбои, меняя
детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику;
- последовательность – предполагает построение учебного процесса от простого к
сложному;
- доступность – содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного
возраста с учетом возрастных особенностей;
- наглядность – предполагает широкое использование наглядных и дидактических
пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более
эффективным;
- связь теории с практикой – органичное сочетание необходимых теоретических знаний
и практических умений и навыков в работе с детьми;
- индивидуализация программы – предполагает максимальный учет особенностей
каждого воспитанника;
- результативность – в программе указано, что узнает и чему научится каждый ребенок.
Адресат программы:
Подготовительный модуль рассчитан на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации
данного модуля 3 года и распределяется на три возрастных группы: 7-8 лет (первый год
обучения), 8-9 лет (второй год обучения) и 9-10 лет (третий год обучения).
В данном возрасте дети практически все равны, за исключением индивидуальных
способностей и физического развития, поэтому форма занятий для данной категории выбрана
групповая и индивидуальная. Занятия проходят в основном в виде подвижных игр по шесть часов
в неделю протяжённостью 45 мин.
Занятия строятся на принципе от простого к сложному, в зависимости от года обучения,
чем старше, тем сложнее. После изучения программы в конце учебного года, каждый учащийся,
сдаёт соответственный норматив на усвоение знаний, навыков и умений предусмотренных
программой, при положительном результате учащийся автоматически переводится на
следующий год обучения, в случае отрицательного результата учащийся проходит данную
программу повторно.
Программа ВСК «Десант» рассчитана на 3 летние обучение.
Количество учебных часов в «подготовительный» период - 648 час., срок реализации
программы 108 недель.
По форме обучения образовательного процесса программа военно-спортивного клуба
«Десант» является очной, комплексной, по продолжительности – долгосрочная, по уровню
освоения – обучающихся. В случае объявления режима ЧС и режима повышенной готовности в
регионе допускается реализация образовательной программы с применением электронного
обучения, дистанционных технологий обучения без изменения сроков её реализации.
Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 1-3 часа по 45 минут.
Количество учебных часов в «подготовительный» период – 1 год обучения - 216 час.; 2
год обучения – 216 час.; 3 год обучения – 216 час.
Срок реализации программы в течение года - 36 недель.
Уровень программы: базовый
Особенности организации образовательного процесса.
Программа основывается на образовательном и воспитательном компонентах.
Основой образовательного компонента является учебно-тренировочные занятия или
комбинированные.
Методические приемы и дидактический блок прослеживается в данной программе на
занятиях при использовании технологии Г.К. Селевко «Личностный подход» и «Организация
внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию».
Форма обучения: очная
-6-

Формы проведения занятий: тренировка, участие в показательных выступлениях,
соревнованиях, ВСИ, беседы, экскурсии, «Встречи с интересными людьми», просмотр
видеоматериалов и т.п.
Способы организации и проведения учебно-тренировочных занятий в течение
учебного года: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой, посменный,
попеременный, поточный.
В некоторых случаях формы организации учебной деятельности могут совмещаться.
Подготовка по отдельным дисциплинам может проводиться в групповой и индивидуальной
форме с нагрузкой.
Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с
использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях
рассматриваются понятия, определения, основные положения тем, требования устава,
наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные знания
на других занятиях и при прохождении действительной военной службы.
Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов,
действий и нормативов, решения стрелковых и других задач с использованием оружия,
снаряжения, при отработке учебных вопросов, по строевой подготовке и уставам.
Комбинированные занятия включают в себя теоретическую и практическую части по
определенным темам.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения
и воспитания.
1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его
желанию).
2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим
формирование разновозрастных и разно уровневых учебных групп школьников).
3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию
ребёнка).
5. Принцип обратной связи (педагога интересуют заинтересованность детей от занятия).
6. Принцип ориентации на успех (стремление достичь цели).
7. Принцип взаимоуважения (умение работать в команде)
8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный
подход, система поощрений, опора на семью).
9. Принцип связи обучения с жизнью (защита слабых и оказание помощи ветеранам)
10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся.
11. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание образцово-показательного юнармейского отряда, способного к социализации в
условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности будущих защитников
Отечества, умеющего применять знания и умения, полученные в ходе отработки программы ВСК
«Десант», на разно-уровневых мероприятиях военно-патриотической и физкультурноспортивной направленности. Подготовить допризывную молодёжь Асиновского района к службе
в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Задачи программы:
Обучающие:

вырастить поколение, способное не только защищать Отечество с оружием
в руках, но и отстаивать интересы России в мирных сферах (геополитика);

дать учащимся системные знания по выживанию в экстремальных условиях
в соответствии с его возрастом и способностями;
-7-


закреплять приобретенные навыки в психологической и физической
устойчивости, в условиях приближенных к боевым;

научиться применять на практике знания, полученные в ходе
общефизической, огневой, тактической, инженерной и строевой подготовках; основ
армейского рукопашного боя (бокс, кик-бокс, самбо, карате).
Развивающие:

развивать у обучающихся творческие способности, формирование навыков
самообразования, самореализации личности;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности;

развивать у подростков интереса к изучаемым предметам.
Воспитательные:

прививать чувство сохранения исторической преемственности поколений;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;

поддерживать чувство ответственности за предоставленную возможность
стать сильным и смелым, выносливым и решительным и т.п.;

способствовать формированию активности в участии и организации
соревнований, экскурсий и военно-спортивных играх;

прививать желание к здоровому образу жизни и способствовать укреплению
здоровья обучающихся.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результативность программы:
Во - первых, по окончании обучения в рамках данной программы подростки получают
теоретические и практические знания по тактике, истории, рукопашного боя (бокс, самбо,
карате), выживанию в экстремальных условиях.
Во - вторых, овладеют практическими навыками по стрельбе, строевой, воздушнодесантной подготовке, навыками организации и проведения занятий по одной или несколькими
дисциплинам, обозначенным в данной программе, умеют действовать в экстремальных
ситуациях.
В – третьих, осознают и поймут значение слова патриотизм, гражданственность, способны
нестандартно мыслить, заниматься самосовершенствованием.
В – четвертых, принимают участие в круглогодичной Спартакиаде Асиновского района
«Звезда Победы», и областны мероприятиях проводимых РОО «Ассоциацией оборонноспортивных клубов Томской области», ВСИ «Орленок», «Зарница» и «Победа».
Ожидаемые результаты подготовки обучающихся ВСК «Десант»
1-го года обучения 7-8 лет:
ЗНАЮТ
- основные составляющие здорового образа
жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности;
- правила подвижных и спортивных игр
мини-футбола, пионербола и шахматы;
- устройство АК-74, ТТХ АК-74;
- основы строевой подготовки;
- требования сдачи ГТО;
- приемы «самбо».

УМЕЮТ
- выполнять физические упражнения и
гимнастические упражнения;
- играть в подвижные и спортивные игры
мини-футбол, пионербол и шахматы;
- выполнять порядок не полной разборки и
сборки АК-74;
- стрелять из ПН-винтовки.
- выполнять элементы строевой и тактической
подготовки;
- выполнять нормы ГТО по отдельным видам;
- владеть основами «самбо».
-8-

Ожидаемые результаты подготовки обучающихся ВСК «Десант»
2-го года обучения 8-9 лет:
ЗНАЮТ
- основные составляющие здорового образа
жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности;
- правила подвижных и спортивных игр
мини-футбола, пионербола и шахматы;
- устройство АК-74, ТТХ АК-74;
- основы строевой подготовки;
- требования сдачи ГТО;
- приемы «самбо»;
- основы защиты от оружия массового
поражения.

УМЕЮТ
- выполнять физические упражнения и
гимнастические упражнения;
- играть в подвижные и спортивные игры
мини-футбол, пионербол и шахматы;
- выполнять порядок не полной разборки и
сборки АК-74;
- стрелять из ПН-винтовки.
- выполнять элементы строевой и тактической
подготовки;
- выполнять нормы ГТО по отдельным видам;
- владеть основами «самбо»;
- выполнять одевание противогаза.

Ожидаемые результаты подготовки обучающихся ВСК «Десант»
3-го года обучения 9-10 лет:
ЗНАЮТ
- основные составляющие здорового образа
жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности;
- правила спортивных игр мини-футбола,
волейбола, баскетбола и шахматы;
- устройство АК-74, ТТХ АК-74;
- основы строевой подготовки;
- требования сдачи ГТО;
- приемы «самбо»;
- основы защиты от оружия массового
поражения;
- основы выживания в автономных и
экстремальных условиях.

УМЕЮТ
- выполнять физические упражнения и
гимнастические упражнения;
- играть в мини-футбол, волейбол, баскетбол
и шахматы;
- выполнять порядок не полной разборки и
сборки АК-74;
- стрелять из ПН-винтовки.
- выполнять элементы строевой и тактической
подготовки;
- выполнять нормы ГТО по отдельным видам;
- владеть основами «самбо»;
- выполнять одевание противогаза;
- выживать в автономных и экстремальных
условиях.

1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
Подготовительный модуль.
Учебно-тематический план подготовки обучающихся ВСК «Десант»
1-й год обучения 7-8 лет
№
п/п

Наименование раздела, темы

Всего

1

О.Ф.П. (общефизическая подготовка).

36

2
3
4
5

Подвижные игры.
Гимнастика.
Боевое самбо.
Строевая подготовка.

36
36
36
36

Количество часов
Практика
Теория

1

35

1
1
1
1

35
35
35
35

Форма аттестации
(контроля)
Входящая,
промежуточная,
итоговая

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
-9-

6

Огневая подготовка.
ИТОГО:

36
216

1
6

35
210

Практическая работа

Учебно-тематический план подготовки обучающихся ВСК «Десант»
2-й год обучения 8-9 лет
№
п/п

Наименование раздела, темы

Всего

1

О.Ф.П. (общефизическая подготовка).

36

2
3
4
5
6
7

Подвижные игры.
Гимнастика.
Боевое самбо.
Строевая подготовка.
Огневая подготовка.

36
36
36
18
36
18
216

ЗОМП (защита от оружия массового поражения)

ИТОГО:

Количество часов
Практика
Теория

1

35

1
1
1
1
1
5
11

35
35
35
17
35
13
205

Форма аттестации
(контроля)
Промежуточная,
итоговая

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Учебно-тематический план подготовки обучающихся ВСК «Десант»
3-й год обучения 9-10 лет
№
п/п

Наименование раздела, темы

Всего

1

О.Ф.П. (общефизическая подготовка).

36

2
3
4
5
6
7
8

Подвижные игры.
Гимнастика.
Боевое самбо.
Строевая подготовка.
Огневая подготовка.

36
36
36
18
18
18
18
216

ЗОМП (защита от оружия массового поражения)

ОБЖ (обеспечение жизнедеятельности)

ИТОГО:

Количество часов
Практика
Теория

1

35

1
1
1
1
1
5
5
16

35
35
35
17
17
13
13
200

Форма аттестации
(контроля)
Промежуточная,
итоговая

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
Подготовительный модуль.
1-й год обучения
Цели:
Создание образцово-показательного юнармейского отряда, способного к социализации в
условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности будущих защитников
Отечества. Получить знания правил в области подвижных и спортивных игр, а так же умение их
применять на практике. Применять знания, умения и полученные навыки на занятиях
мероприятиях военно-патриотической и спортивной направленности.
Задачи:
1. Обучить правильному выполнению физических упражнений;
2. Обучить правилам подвижных игр и практического применения в мини-футболе и
пионерболе;
3. Обучить правильному выполнению гимнастических упражнений;
4. Обучить правильному выполнению бросковой технике «самбо»;
5. Обучить правильному выполнению строевых приёмов без оружия;
- 10 -

6. Изучить устройство АК-74, ТТХ АК-74, обучить порядку не полной разборки и сборки
АК-74 без учёта времени. Обучить стрельбе из ПН-винтовки.
Учебный план подготовки обучающихся ВСК «Десант»
1-й год обучения
№
п/п

Наименование раздела тем
программы

1

О.Ф.П.
(общефизическая
подготовка).

2

Подвижные игры.

3

Гимнастика.

4

Боевое самбо.

5

Строевая
подготовка.

6

Огневая
подготовка.

Содержание учебного материала.
Теория: Понятие и функции ОФП.
Практика: Выполнение физических упражнений на перекладине и
силового комплекса 30+30 (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа
на полу и поднимание туловища из положения лёжа на спине).
Теория: Знакомство с правилами подвижных игр.
Практика: Подвижные игры, мини-футбол, пионербол.
Теория: Знакомство с гимнастическими упражнениями.
Практика: Изучение гимнастических упражнений.
Теория: Понятие и функции «Боевое самбо».
Практика: Самостраховка. Изучение приёмов самообороны.
Теория: Знакомство с огнестрельным оружием.
Практика: Изучение строевой стойки, поворотов на месте, выход из
строя и подход к командиру.
Теория: Знакомство с огнестрельным оружием.
Практика: Изучение устройства АК-74, ТТХ АК-74, порядок
неполной разборки и сборки АК-74. Обучить стрельбе из ПНвинтовки.
2-й год обучения

Цели:
Создание образцово-показательного юнармейского отряда, способного к социализации в
условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности будущих защитников
Отечества. Получить знания правил в области подвижных и спортивных игр, а так же умение их
применять на практике. Выполнять комплекс гимнастических упражнений, освоить технику
выполнения приёмов «самбо». Применять знания, умения и полученные навыки на занятиях
мероприятиях военно-патриотической и спортивной направленности.
Задачи:
1. Обучить правильному выполнению физических упражнений;
2. Обучить правилам подвижных и практического применения в мини-футболе и пионерболе;
3. Обучить правильному выполнению гимнастических упражнений;
4. Обучить правильному выполнению бросковой технике «самбо»;
5. Обучить правильному выполнению строевых приёмов без оружия;
6. Изучить устройство АК-74, ТТХ АК-74, обучить порядку не полной разборки и сборки АК-74
без учёта времени. Обучить стрельбе из ПН-винтовки;
7. Обучить практическому одеванию противогаза без учёта времени.
Учебный план подготовки обучающихся ВСК «Десант»
2-й год обучения
№
п/п

Наименование раздела тем
программы

1

О.Ф.П.
(общефизическая
подготовка).

2

Подвижные игры.

Содержание учебного материала.
Теория: Понятие и функции ОФП.
Практика: Выполнение физических упражнений на перекладине и
силового комплекса 30+30 (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа
на полу и поднимание туловища из положения лёжа на спине).
Теория: Знакомство с правилами подвижных игр.
- 11 -

3

Гимнастика.

4

Боевое самбо.

5

Строевая
подготовка.

6

Огневая
подготовка.

7

ЗОМП (защита от
оружия массового
поражения)

Практика: Подвижные игры, мини-футбол, пионербол.
Теория: Знакомство с гимнастическими упражнениями.
Практика: Изучение гимнастических упражнений.
Теория: Понятие и функции «Боевое самбо».
Практика: Самостраховка. Изучение приёмов самообороны.
Теория: Знакомство со строевыми приёмами.
Практика: Изучение строевой стойки, поворотов на месте, выход из
строя и подход к командиру.
Теория: Знакомство с огнестрельным оружием.
Практика: Изучение устройства АК-74, ТТХ АК-74, порядок
неполной разборки и сборки АК-74. Обучить стрельбе из ПНвинтовки.
Теория: Понятие и функции ЗОМП.
Практика: Изучение правил одевания противогаза, ношения и
укладки в сумку.
3-й год обучения

Цели:
Создание образцово-показательного юнармейского отряда, способного к социализации в
условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности будущих защитников
Отечества. Освоить технику выполнения приёмов «самбо», строевые приёмы без оружия,
порядок выполнения разборки-сборки АК -74 и стрельбы из ПН-винтовки. Применять знания,
умения и полученные навыки на занятиях мероприятиях военно-патриотической и спортивной
направленности.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки самостоятельных практических выполнений физических
упражнений;
2. Совершенствовать навыки, умения и знания правил в практических подвижных играх в минифутбол, пионербол;
3. Совершенствовать выполнение гимнастических упражнений;
4. Совершенствовать выполнения бросковой технике «самбо»;
5. Совершенствовать выполнение строевых приёмов без оружия;
6. Совершенствовать в не полной разборки и сборки АК-74 на время. Стрельба из
пневматического оружия;
7. Совершенствовать практическое одевание противогаза с учётом времени;
8. Обучить выживанию в автономных и экстремальных условиях.
Учебный план подготовки обучающихся ВСК «Десант»
3-й год обучения
№
п/п

Наименование раздела тем
программы

1

О.Ф.П.
(общефизическая
подготовка).

2

Подвижные игры.

3

Гимнастика.

4

Боевое самбо.

Содержание учебного материала.
Теория: Понятие и функции ОФП.
Практика: Выполнение физических упражнений на перекладине и
силового комплекса 30+30 (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа
на полу и поднимание туловища из положения лёжа на спине).
Теория: Знакомство с правилами подвижных игр.
Практика: Подвижные игры, мини-футбол, пионербол.
Теория: Знакомство с гимнастическими упражнениями.
Практика: Изучение гимнастических упражнений.
Теория: Понятие и функции «Боевое самбо».
Практика: Самостраховка. Изучение приёмов самообороны.
- 12 -

5
6

7
8

Строевая
подготовка.

Теория: Знакомство со строевыми приёмами.
Практика: Изучение строевой стойки, поворотов на месте, выход из
строя и подход к командиру.
Огневая
Теория: Знакомство с огнестрельным оружием.
подготовка.
Практика: Изучение устройства АК-74, ТТХ АК-74, порядок
неполной разборки и сборки АК-74. Обучить стрельбе из ПНвинтовки.
ЗОМП (защита от
Теория: Понятие и функции ЗОМП.
оружия массового
Практика: Изучение правил одевания противогаза, ношения и
поражения)
укладки в сумку.
ОБЖ (обеспечение
Теория: Понятие и функции ОБЖ.
жизнедеятельности) Практика: Обучение выживания в автономных и экстремальных
условиях.
Риски программы:
- 1 года обучения, возможно уменьшения контингента обучающихся на 20-30%;
- 2 года обучения, возможно уменьшения контингента обучающихся на 10-20%;
- 3 года обучения, возможно уменьшения контингента обучающихся на 5-10%.

Алгоритм разработки занятия ВСК «Десант»
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными
рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей
(развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).
Занятие – главная часть учебного процесса. Оно может быть представлено как модель
взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации
деятельности, где выделяются: цель, задачи, содержание, способы, результаты деятельности, а
также этапы их достижения. Как модель, занятие представляет собой последовательность этапов
в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся:
восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план
реализуемой образовательной программы, согласовывает определённый раздел и тему раздела с
содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с
предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его
тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые
конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на
реальный, достижимый результат. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных
творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путём
реализуемой образовательной области.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный и
демонстрационный материал, аудио, видеотека и др. Необходимо продумать методику наиболее
продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее определяются
индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяются объём и форма
самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной
режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей
педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.
Аспекты занятия:
1. Организационный аспект занятия: условия; готовность обучающихся к занятию;
оборудование; книги, пособия.
2. Содержательно-логический аспект занятия: знание с учащимися цели занятия и
понимание его логики.
3. Содержательно-научная насыщенность занятия: задачи, понятие, факты; работа над
правилами, законами; работа над умениями и навыками; обучение способам действий;
обеспечение предметных связей на занятии; логическое единство занятий.
- 13 -

4. Воспитательный аспект занятия: морально-психологический климат на занятии;
содружество и сотворчество взрослых и детей на занятии; развитие коммуникабельности.
5. Методический аспект занятия: оптимальность выбора методов (объяснение, рассказ,
дискуссия); использование активных методов (поисковая беседа, игровая ситуация, ролевая игра
и т.д.); сочетание индивидуальной работы на занятии; использование наглядности.
6. Контроль и оценка развития определенных качеств в личности, знаний, практических
умений и навыков; с глубоким анализом оценки; вопросы обучающихся; активность
обучающихся.
7. Обучение приемам самоконтроля.
Основные требования к занятию:
- Постановка и комплексное решение педагогом на занятии и задач развивающего,
воспитательного и обучающего характера. Развитие педагогом у обучающихся мотивации к
предстоящей образовательной деятельности;
- Разработка педагогом структурных инновационных форм занятия;
- Реализация педагогом в полной мере содержания занятия путём применения
комплексных методов воспитания, развития и обучения детей и подростков;
- Применение педагогом новых педагогических технологий, повышающих эффективность
творческой деятельности обучающихся на занятии;
- Соблюдение педагогом здоровье сберегающей системы: экология образовательновоспитательного процесса (создание благоприятного морально-психологического климата,
создание педагогом ситуации успеха для каждого обучающегося, соблюдение санитарногигиенических норм участниками образовательного процесса, создание педагогом реального
воспитательного пространства в объединении);
- Педагогическая этика и высокий профессионализм.
Модель учебного занятия ВСК «Десант»
1-й этап – организационно-подготовительный и диагностический.
Задачи организационно-подготовительного этапа: подготовка педагога и детей к занятию;
содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую
учебную деятельность, активизация внимания, включение в деятельность педагогической этики
педагога.
Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных
самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция; содержание
этапа: выбор приемлемых методик для проверки выполненного детьми самостоятельного
задания с акцентированием внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач
предыдущего занятия.
Результат деятельности на 1-ом этапе: определение уровня внимания, активности,
восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей,
самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.
2-й этап – конструирующий, состоящий из основного и систематизированного.
Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащимися нового учебного материала;
содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности
обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий,
развивающих определённые умения ребят; результат деятельности на основном этапе:
осознание усвоения учащимися нового учебного материала и первоначальное развитие
практических умений.
Задачи систематизированного этапа: формирование
у обучающихся системного,
целостного представления о теоретических знаниях по теме; содержание систематизированного
этапа: самостоятельное выполнение обучающимися тренировочных заданий, обыгрывание
игровых ситуаций; результат деятельности на этапе: системное, осознанное усвоение учащимися
нового материала.
- 14 -

3-й этап – итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и
информационного.
Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися
теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели и задач
занятия; содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения
детей; результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке
собственной деятельности.
Задачи рефлексивного этапа: самооценка детьми собственной деятельности, оценка
сотрудничества; результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление
самостоятельной домашней работы.
Задачи информационного этапа: объяснение детям логики следующего занятия;
содержание информационного этапа: информация о литературе, которую необходимо
использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания; результат
деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной
образовательной области.
1.6. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Воспитательный компонент включает в себя культурно-досуговую, спортивнооздоровительную деятельность.
Особое внимание уделяется военно-спортивному и гражданско-патриотическому
воспитанию подрастающего поколения, через организацию и проведение мероприятий
(экскурсии, состязания, игры и т. п.), участие в региональных этапах ВСИ «Звезда Победы»,
«Орленок», «Зарница», «Победа» с последующим выходом на Всероссийские игры.
Сущность патриотического воспитания в том, что оно представляет собой не только
психолого-педагогическую систему, но и социально-педагогическую, и воздействует не только
как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Данная программа ориентирована на обучающихся 7-10 лет.
«Подготовительный» модуль - 1-3 год обучения 100 % состав обучающихся, 12-20 человек
в группе.
Программа определяется сегодня значением, предающимся патриотическому воспитанию
детей и подростков. Каждому ребенку подросткового возраста, свойственен интерес к групповой
деятельности (команде), проявлению себя в сфере военно-патриотического направления, чтобы
совершенствовать свое физическое начало. Данная образовательная программа направлена на
решение таких проблем, как повышение занятости детей в свободное время, физическое развитие
и оздоровление детей, воспитание детей и подрастающего поколения в духе гражданственности
и патриотизма, любви к Родине.
К сожалению, за последние годы на территории Российской Федерации значительно
понизилось воспитательное воздействие организаций образования, культуры, творческих союзов
на формирование духа патриотизма среди граждан. В общественном сознании получили широкое
распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная
агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным структурам.
Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В
связи с этим возникает необходимость создания единой государственной политики в области
патриотического воспитания граждан и соответствующей ей государственной системы
воспитания патриотизма как основу консолидации общества и укрепления государства.
Программа «Десант» реализуется посредством системы мероприятий по подготовке
обучающихся на базе МАОУДО ЦТДМ. При этом программа ориентирована на все социальные
слои и группы граждан, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения.
Важные аспекты успешной реализации программы:
- Организация проведения занятий (г. Асино: ул. Партизанская, 47, ТИР, ул. Стадионная,
15), для отработки определенных тем, необходимых для участия обучающихся в военноспортивных играх (Строевая подготовка; Огневая подготовка (стрельба из ПН оружия, разборка
- 15 -

и сборка автомата); ОФП (соревнование «В здоровом теле – здоровый дух», сдача норм ГТО,
военизированная эстафета); История ВОВ (викторина «Великие победы России»);
- Отработка определенных тем стандартной образовательной программы по ОБЖ и ОВС;
Во-первых, по окончании обучения в рамках данной программы подростки получают
дополнительные теоретические и практические знания по 5 темам (огневая, строевая, военномедицинская подготовка, ВС РФ на современном этапе и история ВС РФ).
Во-вторых, овладеют практическими навыками по стрельбе, строевой, огневой и военномедицинской подготовке.
В-третьих, осознают и понимают значение слова патриотизм, гражданственность.
- Оказание методической помощи руководителям объединений патриотической
направленности образовательных организаций Томской области.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УСЛОВИЙ
2.1. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
п/п

Месяц /
число

1
четверть

с 02.09.2024
г. по
31.10.2024 г.

2
четверть

с 01.11.2024
г. по
30.12.2024г.

Зимние
каникулы

с 01.01.2025
г. по
08.01.2025 г.
с 09.01.2025
г. по
17.03.2025 г.

3
четверть

4
четверть

с 18.03.2025
г. по
25.05.2025 г.

Время
Форма Количество
проведения
занятия
часов
занятий
Согласно
очная
9 уч.
учебному
недель.
расписанию
Итого: 54
часа.
Согласно
очная
9 уч.
учебному
недель.
Итого: 54
расписанию
часа.

Согласно
учебному
расписанию

очная

Согласно
учебному
расписанию

очная

Место
проведения

Форма
контроля

ТИР, класс ул.
Партизанская, 47.
Зал ул.
Стадионная, 15.

Входящая
аттестация,
сдача
нормативов.
Промежуточная
аттестация,
сдача
нормативов.

ТИР, класс ул.
Партизанская, 47.
Зал ул.
Стадионная, 15.

ТИР, класс ул.
9 уч.
Партизанская,
47.
недель.
Зал ул.
Итого: 54
Стадионная, 15.
часа.
ТИР, класс ул.
9 уч.
Итоговая
Партизанская,
47.
недель.
аттестация,
Зал ул.
Итого: 54
сдача
Стадионная, 15.
часа.
нормативов.
Итого: 36 недель 216 часов:

1 четверть - с 02.09.2024 г. по 31.10.2024 г., 9 уч. недель, 54 часа.
2 четверть – с 01.11.2024 г. по 30.12.2024 г., 9 уч. недель, 54 часа.
3 четверть – с 09.01.2025 г. по 17.03.2025 г., 9 уч. недель, 54 часа.
4 четверть - с 18.03.2025 г. по 25.05.2025 г., 9 уч. недель, 54 часа.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
Учебно-методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы ВСК «Десант»
Занятие в ВСК «Десант» по своей специфике образовательный процесс и имеет развивающий
характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и
способностей. Выбор методов определяется с учётом возможностей обучающихся, возрастных и
психофизических особенностей детей и подростков; с учётом специфики изучения данного
- 16 -

учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материальнотехнической базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий:
- сообщения новых знаний, комбинированные; закрепления, обобщающего повторения;
занятия-лекции, беседы, семинары, экскурсии, самостоятельная работы; применения, коррекции
и контроля знаний, умений, навыков и др.
Виды занятий:
- лекции; работа с методической литературой; практические учебные занятие в
тренировочных залах; встреча с интересными людьми (ветеранами ВОВ, ветеранами
Афганистана и Чечни); посещение выставок, музеев и праздников.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:
- семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; чтения
(литературные, исторические, научные); олимпиада; турнир; викторина; КВН; встречи со
специалистами, учеными, авторами; эстафета; дебаты.
Методы организации занятия:
- репродуктивный; словесные методы обучения; работа с книгой; методы практической
работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного обучения; метод
игры; наглядный метод; использование на занятиях: средств и активных форм познавательной
деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.
Методы практико-ориентированной деятельности:
Методы упражнения: упражнение, тренинг, тренировка.
Письменные работы: конспект, выписка, составление докладов и рефератов.
Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог,
консультация.
Графические работы:
- работа с картами и схемам
Метод наблюдения:
- запись наблюдений; фото и видеосъёмка.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
- объяснение основных понятий, определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и
отбор фактов, документов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему.
Методы программированного обучения:
- объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащийся
изучает самостоятельно; самостоятельное изучение определённой части учебного материала.
Метод игры:
- игры: дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные, народные;
- игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения;
- ролевая игра, деловая игра;
- настольные игры.
Наглядный метод обучения:
- наглядные материалы: картинки, рисунки, иллюстрации, плакаты, фотографии;
- таблицы, схемы, чертежи, графики;
- демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;
- видеоматериалы.
Психологические и социологические методы и приёмы,
используемые при проведении занятий:
- 17 -

- анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения,
социальное окружение); деловая игра.
К наиболее важным средствам психолого-педагогической поддержки относятся:
дозирование педагогической помощи, создание ситуации успеха и самоопределения,
диагностика личностного роста каждого участника группы, умение педагога приходить на
помощь учащемуся в момент осмысления им новых и трудных задач самоопределения,
отношения доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества со стороны педагога;
составление заданий, при выполнении которых у обучающихся появляется необходимость
искать всевозможные приемы решений, рассматривать проблему с различных позиций, видеть ее
не только с разных, но и с неожиданных сторон, вырабатывая при этом свое мировосприятие и
миропонимание.
Материально-техническое оснащение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы ВСК «Десант».
Для успешной реализации учебно-педагогического процесса имеется наличие
специализированного помещения, тренировочный зал, зал для занятий тяжёлой атлетики,
учебный класс и зал для занятий единоборствами.
№
п/п

1

Наименование
раздела
программы
О.Ф.П.
(общефизическая
подготовка).

2
3

Лёгкая атлетика.
Спортивные игры.

4

Рукопашный бой
(каратэ, бокс, кигбокс)

5

Боевое самбо

6

История ВДВ и ВОВ

7

Уставы ВС России

8

Строевая подготовка

9

Огневая подготовка

Инвентарь для занятий
Методическая литература
Станок для отжимания
Комплект тренажеров для занятий тяжёлой атлетикой (состоит из 9
элементов)
Штанга с комплектом отягощений (150 кг)
Гири 16 кг
Гири 24 кг
Разборные гантели (от 1 кг до 5 кг)
Методическая литература
Методическая литература
Футбольные мячи
Волейбольные мячи
Баскетбольные мячи
Волейбольная сетка
Фишки
Шахматы
Шахматные часы
Методическая литература
Татами (8 метров на 8 метров)
Боксёрские мешки
Боксёрские груши
Боксёрские перчатки
Накладки на ноги
Боксёрские лапы
Боксёрский шлем
Шлем для рукопашного боя
Комплект экипировки (защита) для рукопашного боя
Методическая литература
Борцовские куртки
Методическая литература
Учебные фильмы о ВДВ и фильмы о ВОВ.
Плакаты о ВДВ и ВОВ.
Методическая литература
Учебные фильмы о Вооружённых силах России.
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по строевой подготовке
Методическая литература
Учебный фильм

Количество
(штук)
3
2
1
3
4
2
8
1
6
12
10
4
1
18
8
4
8
1
4
4
15
10
12
4
2
2
3
12
6
3
8
20
2
10
1
8
10
1

- 18 -

10 ЗОМП (защита от

оружия массового
поражения)

11 ВДП (воздушнодесантная
подготовка)

12 ОБЖ (обеспечение

жизнедеятельности).

13 Средство связи

14 Тактическая
подготовка

15 Инженерная
подготовка

16 Военная топография

Плакаты по огневой подготовке
Макет автомата АК-74 деревянный
ММГ АКС-74
ММГ ПМ (пистолет Макарова)
ПН-винтовка
Прицельный станок ПС-51
Пылеуловитель
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по ЗОМП
Противогаз ГП-5
Противогаз ГП-7
Комплект ОЗК (плащ, чулки, перчатки)
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по ВДП
Макет парашюта Д-5
Макет запасного парашюта З-5
Стапель
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по ОБЖ
Туристические палатки
Туристические коврики
Туристический навес
Комплект костровищя
Методическая литература
Плакаты
Рации
Комплект устройства для передачи азбуки Морзе
Комплект флажков для передачи сигналов (красный и белый)
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по тактической подготовке
Рюкзак десантный РД-54
Вещмешок
Плащ-палатка
Каска
Бинокль
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по тактической подготовке
Саперная лопатка
Щуп
Муляжи мин
Методическая литература
Учебный фильм
Плакаты по военной топографии
Учебные карты
Компас

10
20
6
4
8
2
2
10
1
2
20
10
5
5
1
12
3
2
2
6
1
6
6
20
2
1
3
4
4
1
4
3
1
4
5
15
15
10
3
10
1
3
20
2
10
10
1
4
10
10

Ресурсное обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы ВСК «Десант»

база.

Ресурсным центром для реализации программы является МАОУДО ЦТДМ г. Асино.
Для реализации данной программы требуется определенная материально-техническая
Техническое обеспечение:

учебный класс;

мультимедиа проектор;

маркерная доска;

компьютер и ноутбук с выходом в Интернет, принтер, сканер;
- 19 -


лазерный стрелковый комплекс;

макеты автомата Калашникова, снаряжение магазина;

тренажер «Максим»;

ПН и МК винтовки;

учебная литература по предмету ОБЖ;

Уставы РФ;

видеотека;

набор учебных плакатов по ОБЖ и ОВС;

набор плакатов по викторианским дням РФ;

методическое
обеспечение
по
программам
военно-патриотической
направленности.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ВСК «ДЕСАНТ»
Результативность программы:
Во - первых, по окончании обучения в рамках данной программы подростки получают
теоретические и практические знания по тактике, истории, рукопашного боя (бокс, самбо,
карате), выживанию в экстремальных условиях.
Во - вторых, владеют практическими навыками по стрельбе, строевой, воздушнодесантной подготовке, навыками организации и проведения занятий по одной или несколькими
дисциплинам, обозначенным в данной программе, умеют действовать в экстремальных
ситуациях.
В – третьих, осознают и понимают значение слова патриотизм, гражданственность,
способны нестандартно мыслить, заниматься самосовершенствованием.
В – четвертых, принимают участие в круглогодичной Спартакиаде Асиновского района
«Звезда Победы», и областных мероприятиях проводимых РОО «Ассоциацией оборонноспортивных клубов Томской области», ВСИ «Орленок», «Зарница» и «Победа».
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем проведения
входящей, промежуточной и итоговой аттестации, которая включает в себя: сдачу контрольных
нормативов по физической подготовке; тестирование и анкетирование с целью выявления уровня
воспитанности, эмоционального и физического состояния, мотивации к занятиям.
Показатель эффективности учебно–воспитательного процесса в ВСК «Десант»:
- по ОФП (общефизическая подготовка) – являются промежуточные этапы контроля,
тесты по общей физической подготовке (подтягивание на перекладине, отжимание от пола) и
результаты выступлений на соревнованиях;
- по лёгкой атлетике - являются промежуточные этапы контроля, тесты (бег на короткие и
длинные дистанции) и результаты выступлений на соревнованиях;
- в спортивных играх – являются результаты выступлений на соревнованиях по волейболу,
баскетболу и футболу;
- по рукопашному бою – являются результаты выступлений на соревнованиях с
присвоением юношеских и взрослых разрядов;
- бокс - являются результаты выступлений на соревнованиях с присвоением юношеских и
взрослых разрядов;
- по каратэ - является система квалификационных экзаменов (кю), с присвоением поясов,
а промежуточными этапами контроля являются показательные выступления, тесты по общей и
специальной физической подготовке, результаты выступлений на соревнованиях;
- по строевой подготовке - являются промежуточные этапы контроля, тесты по строевой
подготовке (строевые упражнения с оружием и без оружия) и результаты выступлений на
соревнованиях («Звезда победы», «Орлёнок», «Зарница», «Победа»);
- 20 -

- по огневой подготовке - являются промежуточные этапы контроля, тесты по огневой
подготовке (стрельба из пневматического оружия, а так же из боевого АКС-74) и результаты
выступлений на соревнованиях;
- по ЗОМП (защита от оружия массового поражения) - являются промежуточные этапы
контроля, тесты по одеванию противогазов и ОЗК (общевойсковой комплект) на время и
результаты выступлений на соревнованиях;
- по ВДП (воздушно-десантная подготовка) - являются промежуточные этапы контроля,
тесты по укладке парашюта, наземной подготовке и практическое выполнение прыжка с
парашютом;
- по ОБЖ (обеспечение жизнедеятельности) - являются промежуточные этапы контроля,
туристические походы и военно-тактические игры на местности.
Диагностические средства
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем проведения входящей,
промежуточной и, итоговой аттестации, которая включает в себя: сдачу контрольных нормативов
по физической подготовке; тестирование и анкетирование с целью выявления уровня
воспитанности, эмоционального и физического состояния, мотивации к занятиям.
Аттестации проводятся 3 раза в течение учебного года (на начало – «входящая» и
окончание первого полугодия учебного года – «промежуточная» и окончание учебного года –
«итоговая»)(приложение 1) По итогам аттестации может корректироваться нагрузка, режим
занятий (в индивидуальном порядке). Формами подведения итогов так же являются: участие в
мероприятиях патриотической направленности различного уровня, участие в соревнованиях,
ВСИ, слетах и т.п.
Аттестация – это контрольные испытания, которые проводятся 3 раза:
- в начале учебного года, с целью оценить начальный физический уровень и мотивацию,
аттестация проводится в сентябре, применяя такие формы как тестирование, анкетирование и
сдача нормативов;
- в начале второго полугодия, с целью оценить качественные изменения по физическому
уровню и желание продолжить посещение занятий. Аттестация проводится в конце декабря,
используя результаты соревнований, тестовых ответов, анкетных данных и сдачи нормативов.
На аттестацию представляются результаты нормативов, тестовая и практическая работы по
прошедшим темам программы;
- в конце учебного года, для определения готовности обучающегося соответствовать
конечному результату, поставленных педагогом цели и задач данной общеразвивающей
программы. Контрольные испытания (итоговая аттестация) проводятся в мае по каждому разделу
программы в форме подведения соревнований, с использованием результатов теста и
анкетирования и практической работы.
для педагога:

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2012—2015годы». М.,
2. Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. М., 2008.
3. Растим патриотов России. Программы и методические разработки победителей конкурса
среди воспитателей и преподавателей образовательных учреждений образования г.
Москвы. М., 2007.
4. Исторический опыт организации воспитательной работы, морально- психологического
обеспечения служебно-боевой деятельности органов и войск Пограничной службы
России (1990-2003). М., 2005.
5. Кривоносенко Ф.Х. Патриотизм как наиболее глубокое чувство любви к Родине. М„ 2005.
6. А.А.Атилов. Школа бокса для начинающих. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс».
2005.
- 21 -

7. С.В.Кульневич., В. Н. Иванченко. Дополнительное образование детей. Методическая
служба. М.: Издательство «Учитель». 2005.
8. В.В.Шоган. Технология личностно-ориентированного урока. Издательство «Учитель».
2003.
9. «Школа кёкусинкай», А.И. Танюшкин, В.П. Фомин, О.В. Игнатов, 2003 год.
10. «Возрастная и педагогическая психология», автор Дубровин И.В., Прихожан А.М.,
Исдательство Академия 2003 год.
11. «Общевойсковые Уставы Вооружённых сил РФ», Москва, военное издательство. 2003
год.
12. «Воздушно-десантные войска», Москва, «Голос-Пресс», 2003 год.
13. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государств и народов России. XVI- XVIII в.в. М.,
2003.
14. Якеменко Б.Г. История Отечества. Часть I: с древнейших времён до конца XV века. М.,
2003; Часть II: ХУ1-ХУШ века. М„ 2003; Часть I: 1800-1939 годы. М., 2003.
15. Л.А.Потапов, «Приемы стрельбы из пистолета» Москва 2002 г.
16. «Полиатлон. Методика подготовки спортсмена» Выпуск № 12 Тюмень, 2001 г.
17. «Школа выживания в природных условиях» А. Ильин, Москва «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001
год.
18. Г.К.Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников М., Школьные
технологии. Научно-практический журнал «Народное образование». 1999.
19. «Техника рукопашного боя» Сергей Иванов-Катанский, Москва, «ТЕРРА-ТЕRRА», 1996
год.
20. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.
21. «Устав Внутренней службы Вооружённых сил РФ», Москва, Военное издательство, 1994
год.
22. «Строевой Устав Вооружённых сил РФ», Москва, Военное издательство, 1994 год.
23. «Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых сил РФ», Москва, Военное
издательство, 1994 год.
24. «Воздушно-десантные войска: вчера, сегодня, завтра», Издательство «Русский Медведь»
1993 год.
25. Керсновский А.А. История русской армии, т.1. М., 1992.; т.2. М.,1993.
26. «Боевое САМБО для всех» Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелёв О.А., г. Хмельницкий, 1991
год.
27. «Подготовка войскового разведчика», Москва, Военное издательство, 1991 год.
28. «Воспитать патриотов» А.А.Аронов, Москва, «Просвещение», 1989 год.
29. «Справочник инструктора-парашютиста» В.А. Смирнов, Москва, Издательство ДОСААФ
СССР, 1989 год.
30. В. А. Смирнов «Справочник инструктора-парашютиста» Москва, Издательство ДОСААФ
СССР 1989 г.
31. «Учебник сержанта воздушно-десантных войск», Москва, военное издательство,1989 год.
32. «Спортивные игры» под редакцией В.Д. Ковалёва, Москва «Просвещение» 1988 год.
33. «Военно-прикладное многоборье». Издательство ДОСААФ СССР, 1987 г.
34. «Организация физкультуры и спорта» Издательство «Физкультура и спорт», 1987 г.
35. «Теория и практика подготовки парашютиста» Москва, Издательство ДОСААФ СССР,
1987 г.
36. Военная история: Учебник. М., 1984.
37. «Учебное и методическое пособие по НВП» Москва, «Просвещение», 1984 г.
38. «Начальная военная подготовка» под редакцией Ю.А. Науменко, Москва, Просвещение»,
1984 год.
- 22 -

39. «Руководство по автомату Калашникова и ручному пулемёту Калашникова», Москва,
Военное издательство, 1984 год.
40. «Военно-спортивные игры школьников на местности», П.Д. Лукашов, Москва,
«Просвещение» 1978 год.
41. «Лёгкая атлетика», Издательство «Физкультура и спорт», Москва, 1972 год.
42.
Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время –новые подходы.
Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272с.
43. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению
ополнительныхобщеразвивающих
программ.
http://yunnat01.gov67.ru/files/447/mr-dop-2019.pdf#page=1&zoom=auto,-174,848
44. Буйлова,Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных бщеобразовательных
общеразвивающихпрограмм.//Молодой ученый.—2015.—№15(95).—С.567-572.—
URL:http://moluch.ru/archive/95/21459/
45. БуйловаЛ.Н., КлёноваН.В. Концепция развития дополнительного образования детей:
отзамысла до реализации /Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России,
2016.- 192с.
46. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая
разноуровневые и модульные) /Методические рекомендации по разработке и
реализации.–Новосибирск: ГАУДОНСО«ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2020. –60с.
47. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник
методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации
приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование длядетей».–М.:
Фондновых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской
Федерации, Московский Государственный Технический университет имени
Н.Э.Баумана,2017.- 608с.
для обучающихся и родителей:
1. Военная история России. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. РВИО
– школьнику. Москва, Издательство «Просвещение», 2016.
2. А.А.Атилов. Школа бокса для начинающих. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс».
2005.
3. «Общевойсковые Уставы Вооружённых сил РФ», Москва, военное издательство. 2003
год.
4. А.Тарас, Ф.Заруцкий «Подготовка разведчика» Минск «Харвест» Москва «Аст», 2002 г.
5. Д Уайзмен. «Спецназ-курс индивидуальной подготовки» Москва, 2001 г.
6. А.Тепльин «Школа выживания в природных условиях» Москва, «ЭКСМО-ПРЕСС.»
2001.
7. В.Н.Шунков, «Оружие Красной Армии» Минск, «Харвест», 1999 г.
8. «Устав Внутренней службы Вооружённых сил РФ», Москва, Военное издательство, 1994
год.
9. «Строевой Устав Вооружённых сил РФ», Москва, Военное издательство, 1994 год.
10. «Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых сил РФ», Москва, Военное
издательство, 1994 год.
11. Ю. А. Науменко «Начальная военная подготовка» Москва, «Просвещение», 1985 г.
12. «Начальная военная подготовка» под редакцией Ю.А. Науменко, Москва, Просвещение»,
1984 год.
13. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев «Основы безопасности и жизнедеятельности»
5-10 класс.

- 23 -

Приложение 1
Диагностические средства
Нормативы входящей, промежуточной и итоговой аттестации:
№
п/п

Виды
испытаний
(тесты)

1. Челночный бег

2.
3.

4.

5

6

№
п/п

3х10 м (с)
или бег на
30 м (с)
Смешанное
передвижение
(1 км)
Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(количество раз)
или сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа на полу
(количество раз)
Наклон вперед из
положения стоя с
прямыми ногами
на полу
Прыжок в длину
с места толчком
двумя ногами
(см)
Метание
теннисного мяча
в цель, дистанция
6 м (колич. раз)

Виды
испытаний
(тесты)

I. СТУПЕНЬ норматива ГТО (возрастная группа от 7 до 8 лет)
Мальчики
Девочки
Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

10,4

10,1

9,2

10,9

10,7

9,7

6,9

6,7

5,9

7,2

7,0

6,2

Без учета
времени

Без учета
времени

Без учета
времени

Без учета
времени

Без учета
времени

2

3

4

-

-

-

7

9

17

4

5

11

Касание
пола
пальцами
рук

Касание
пола
пальцами
рук

Достать пол
ладонями

Касание
пола
пальцами
рук

Касание
пола
пальцами
рук

115

120

140

110

115

135

2

3

4

2

3

4

Без учета
времени

Достать пол
ладонями

II. СТУПЕНЬ норматива ГТО (возрастная группа от 9 до 10 лет)
Мальчики
Девочки
Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

1. Бег на 60 м (с)

12,0

11,6

10,5

12,9

12,3

11,0

2. Бег на 1 км

6.30

6.10

4.50

6.50

6.30

6.00

2

3

5

-

-

-

9

12

16

5

7

12

Касание
пола
пальцами
рук

Касание
пола
пальцами
рук

Касание
пола
пальцами
рук

Касание
пола
пальцами
рук

Достать пол
ладонями

3.

4.

(мин, с)
Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(количество раз)
или сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа на
полу (колич. раз)
Наклон вперед
из положения
стоя с прямыми
ногами на полу

Достать пол
ладонями

- 24 -

5. Прыжок в длину

6.

с места толчком
двумя ногами
(см)
Метание мяча
весом 150 г (м)

130

140

160

125

130

150

24

27

32

13

15

17

Входное анкетирование
Анкета № 1
Ваша первая мысль - самая важная!
Ф.И.О.__________________________________________________возраст________________
1.

Почему Вы решили посещать занятия?
Подчеркните правильный для Вас ответ

2.

Хотите ли Вы служить в армии РФ?
Подчеркните правильный для Вас ответ

3.

Какую подготовку Вам необходимо пройти
перед службой в Армии РФ?
(перечислите)
В каких войсках Вы хотели бы служить?
Подчеркните выбранный Вами ответ

4.

5
6
7

1. по необходимости;
2. по желанию;
3. от скуки или интереса;
4. другое (напишите)
1. да;
2. нет;
3. не знаю;
4. другое (напишите)

1. сухопутные;
2. десантные;
3. инженерные;
4. танковые;
5. войска связи;
6. ракетно-артелеристские;
7.другие (напишите)
Какую помощь Вы можете оказать человеку, 1.моральную (сочувствие, соучастие, советы и т.д.);
попавшему в трудную жизненную ситуацию? 2.медицинскую (первую медицинскую помощь);
3.иную (напишите)
Что для Вас означает выражение:
Я – патриот России – это значит, что …….
«Я – Патриот России»?
Допишите фразу
Каким видом спорта Вы занимаетесь, или
Занимаюсь –
занимались, или хотите заниматься?
Занимался (ась) –
Хочу заниматься –

Входное тестирование и Итоговое тестирование
Тест № 2
Ваша первая мысль - самая важная!
Ф.И.О.__________________________________________________возраст________________
1.

Каково основное предназначение
вооруженных сил Российской Федерации?

2.

С какой целью проводится неполная разборка 1.
и сборка автомата Калашникова (АК)?
2.
3.
4.
Основные составляющие здорового образа
1.
жизни?
2.
3.
4.

3.

1.
2.
3.
4.

обеспечение военной безопасности РФ;
обеспечение целостности границ РФ;
развитие новых средств вооружения РФ;
занимать лидирующее положение в гонки вооружения в
мировом масштабе.
для чистки, смазки и осмотра автомата;
для чистки ствола;
для проверки заряжен или не заряжен АК;
для проверки ствольной коробки.
выработка твердой мотивации;
режим жизнедеятельности;
правильное питание;
труд, отдых, сон и питание.

- 25 -

4.

Для чего существует манекен «Максим»

5

По какой команде производится построение
отделения в одну шеренгу?

6

Соотнесите даты и события:
А. Великая Отечественная война
Б. Первая Чеченская война
В. Афганская война
Г. Вторая Чеченская война

7

Как Вы считаете, Электронный тир – это
наглядное пособие, на котором можно

1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.

для отработки сердечно-легочной и мозговой
реанимации;
наложение шин на места повреждения;
для остановки кровотечения с наложением жгута.
«Отделение, в одну шеренгу – становись!»
«Отделение – стройся!»
«Отделение справа от меня становись!»
«Отделение слева стройся!»
22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.
25 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г.
27 декабря 1994 г - 31 августа 1996 г.
30 сентября 1999 г. - 15 апреля 2009 г.
Ответ: А (__); Б (__); В (__); Г (__).

1.
2.
3.
4.

научиться стрелять виртуально;
получить навыки меткости;
умение стрелять из пистолета ПМ Макарова и автомата
Калашникова;
получение первоначальных навыков по стрельбе.

Согласно тестам (входное и итоговое) можно проанализировать результативность
дополнительной общеразвивающей программы военно – спортивного клуба «Десант».
Тематические тесты определяются, согласно отработанным темам, в ходе проведения занятий.
Итоговая аттестация (индивидуальная) и участников ВСИ
№
п/п

Ф.И.О.

Стрельба из
ПН оружия
(очки)

Строевой
смотр
(баллы)

Военизирован
ная эстафета
(бег время)

Силовая
подготовка
(колич. раз)

Разборкасборка
автомата
(время)

- 26 -


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».