Приложение ПАМЯТКА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВООПАСНОГО ПРЕДМЕТА В случае обнаружения взрывоопасного предмета или внешне схожего с ним предмета, необходимо: • немедленно сообщить об опасной находке ближайшему должностному лицу, по телефону «02» или в отделение полиции; • хорошо запомнить место обнаружения предмета; • установить предупредительные знаки или использовать различные подручные материалы — жерди, колья, верёвки, куски материи, камни, грунт и т.п. При обнаружении взрывоопасного предмета категорически запрещается предпринимать любые действия с ними. Необходимо не допускать самим и удерживать других от нарушения правил поведения при обнаружении взрывоопасного предмета. При обнаружении взрывоопасного предмета категорически запрещается: • наносить удары (ударять по корпусу, а также один боеприпас о другой); • прикасаться, поднимать, переносить или перекатывать с места на место; • закапывать в землю или бросать в водоём; • предпринимать попытки к разборке или распиливанию; • бросать в костёр или разводить огонь вблизи него. ПАМЯТКА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТЕЛЕФОННОГО СООБЩЕНИЯ О ЗАМИНИРОВАНИИ ИЛИ ИНОМ ГОТОВЯЩЕМСЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ АКТЕ При получении телефонного сообщения о заминировании или ином готовящемся террористическом акте, необходимо: • спокойно и без паники выслушать поступающую информацию; • обязательно уточнить место и время проведения теракта; • попытаться вызвать звонившего на продолжение разговора и, в тоже время, не вызывая подозрения у звонившего, попросить (обязательно закрыв микрофон рукой), а можно и письменно коллег по работе быстро позвонить в УВД по телефону «02» с просьбой определить номер телефона звонившего; • поддерживая разговор, попытаться в доброжелательной, но ненавязчивой форме выяснить: мотивы угрозы, кто звонит (Ф.И.О.), откуда звонит (адрес, номер телефона) и иные сведения о личности звонившего; • по окончании телефонного разговора незамедлительно передать полученную информацию в УВД по указанному выше телефону. ПАМЯТКА «ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ, ВЗРЫВЕ В ШКОЛЕ» • вызвать пожарную охрану по телефону «01»; • не входить в зону задымления, если видимость менее 10 м; • в сильно задымленном помещении необходимо двигаться ползком или пригнувшись, органы дыхания закрыть увлажненной тканью; • прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым куском плотной ткани, пальто, плащом и т.п.; • дверь в задымленное помещение открывать следует осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха; • если на вас загорелась одежда, необходимо лечь на пол (землю) и, перекатываясь, сбить огонь или набросить на себя пальто, плащ и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню; • при тушении пожара использовать огнетушители, пожарные краны, воду, песок и другие подручные средства; • если горит вертикальная поверхность, воду подавать в верхнюю ее часть; • огнегасящие вещества направлять не в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность; • при неизбежности взрыва быстро лечь на пол и прикрыть голову руками (при этом положении воздействие ударной волны уменьшается примерно в 6 раз); • не паниковать, быть бдительным и внимательным. Опасаться падения штукатурки, строительных конструкций. Держаться дальше от окон, зеркал, светильников; • постараться как можно быстрее выйти на улицу и отойти подальше от здания. При покидании здания использовать запасные выходы, наружные и приставные лестницы. Безопасные места в здании при взрыве: ● места соединения несущих конструкций (пола и стены); ● дверные проемы в несущих стенах. Опасные места в здании при взрыве: ● лифт; ● лестничные марши; ● нависшие строительные конструкции; ● подвесные потолки, антресоли; ● перекрытия с большими трещинами; ● застекленная поверхность (окна, лоджии, зеркала, шкафы, двери). Алгоритм действий при пожаре в школе: ● тревога (оповещение); ● вызов пожарных-спасателей («01»); ● эвакуация (покинуть здание); ● сбор (заранее согласованное место); ● перекличка (проверка по классному журналу). Помни!!! Ты не должен паниковать и в одиночку бороться с огнем, прыгать из окна и прятаться! Ты должен сохранять спокойствие и принять меры для оповещения (поднять тревогу) и спасения жизни! ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАВОДНЕНИИ (ПАВОДКЕ) После получения предупреждения об угрозе наводнения (затопления), времени и границах затопления: Перед эвакуацией для сохранения здания школы следует: • отключить воду, газ, электричество; • перенести на верхний этаж (чердак) здания ценные вещи и предметы; • закрыть окна и двери, при необходимости - обить окна и двери первых этажей досками или фанерой. При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой: • документы (в герметичной упаковке); • запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы. При внезапном наводнении, если затопление в селе: • прекратить занятия, позвонить по телефону в службу «01»; • принять незамедлительные меры к эвакуации детей, персонала из здания либо перейти на верхний этаж здания (чердачное помещение) и быть готовыми к организованной эвакуации по воде; • принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: а) в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища; б) в темное время - подавать световые сигналы. Помните! В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА Во время ледохода запрещено: • опасно стоять на крутых берегах, так как подмытый берег может обрушиться; • кататься на льдинах; • перегибаться через перила мостов и других сооружений, наблюдая за ледоходом. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, необходимо: • немедленно прекратить урок, позвонить по телефону в службу «01», не • • • • • • • • • • поддаваться панике (от момента, когда произошли первые толчки, до опасных для здания колебаний, как правило, проходит 15-20 секунд); быстро вывести из здания обучающихся (воспитанников), провести их поименную сверку по классному журналу; покидая помещение, организованно спуститься по лестнице; оказавшись на улице, оставаться там, но не стоять вблизи здания, а перевести детей на открытое пространство; сохранять спокойствие и постараться успокоить обучающихся (воспитанников); строго следить за тем, чтобы ни один ребенок не зашел в поврежденное здание. может случиться, первые толчки застали вас на улице; немедленно как можно дальше отвести детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов — они могут разрушиться. если вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры; если возможно, спрячьтесь под стол, он защитит от падающих предметов и обломков; держитесь подальше от окон и тяжелой мебели; не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками - при утечке газа возможен пожар; держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов; Если Вы находитесь в транспортном средстве, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте транспортное средство, пока толчки не прекратятся. твердо усвоить: • в момент разрушения или повреждения зданий, опасность представляют не только падающие стены и перекрытия, а также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения, балконы, осветительные устройства, вывески, дорожные знаки; • Если Вы увидели травмированных детей, немедленно окажите им первую доврачебную помощь. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ • при падении сгруппироваться, закрыть голову руками; • не пытаться остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое, это приведет к вывихам и переломам; • открыть двери кнопкой аварийного открытия дверей; если это не удается, разбить боковые окна; организовать вывод детей и их удаление на безопасное расстояние от транспортного средства; • не засыпать самим и не позволять засыпать организованно перевозимым детям во время движения: есть вероятность получить травму при маневре или резком торможении; • если в салоне возник пожар – немедленно сообщить водителю, а также в службу «01» по телефону; • после остановки транспортного средства, открыть двери кнопкой аварийного открытия дверей; если это не удается, разбить боковые окна; организовать вывод детей и их удаление на безопасное расстояние от транспортного средства; • по возможности (если это не угрожает жизни и здоровью), принять участие в ликвидации загорания с помощью огнетушителя, находящегося в салоне. ПАМЯТКА ОКАЗАВШИМСЯ В ЛЕСУ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА • Если вы оказались в лесу во время пожара (поход и др. организованные мероприятия с детьми), необходимо быстро принять правильное решение по направлению выхода из зоны возгорания, например, поднявшись на возвышенность, осмотреться по сторонам, определив направление ветра, скорость распространения огня, наличие рек, озер, болот с открытой водой, высоких голых скал, опушки и других открытых местах, чтобы укрыться. Признаками лесного пожара служат: - устойчивый запах гари; - стелящийся над лесом туманообразный дым; - беспокойное поведение животных, птиц, насекомых и их миграция в одну сторону и т. п. • позвонить в службу «01»; • не следует поддаваться панике, метаться, пытаться убежать от огня (при сильном ветре пламя догонит); • уходить от пожара необходимо организованно (контролировать каждого ребенка) навстречу ветру, быстро, перпендикулярно направлению движения огня, обходя очаг пожара сбоку, чтобы выйти ему в тыл; считать себя в относительной безопасности можно лишь оказавшись с наветренной стороны пожара; но и в этом случае останавливаться на месте нельзя, т. к. ветер может изменить свое направление, и вы можете оказаться в дыму или на участке, где пожар еще не прошел; • при приближении пожара, необходимо лечь в воду или обильно смочить одежду, и следить, чтобы рядом не было зарослей камыша, а до места укрытия не доставали вершины падающих деревьев; • находясь в очаге пожара, следует периодически поворачиваться, смачивая высохшие участки материала или одежды; на лицо надо надеть многослойную повязку-маску, изготовленную из куска марли, бинта, хлопчатобумажной ткани, которую периодически смачивать водой; • если пожар застал вас на открытой местности, лишенной воды, необходимо снять всю нейлоновую и другую плавящуюся одежду, очистить вокруг себя возможно большую площадь от листвы, травы, веток, зарыться во влажный грунт на возможную глубину, набросать сверху землю, защитить дыхательные пути матерчатой повязкой, смоченной водой; голову, конечности, открытые участки тела следует укрыть от огня, обмотав не очень плотно тканью, одеждой или любым негорючим материалом, по возможности, смоченными водой, чтобы можно было мгновенно снять их при возгорании; ПАМЯТКА ПО ЗАЩИТЕ ОТ ЗЛОЙ СОБАКИ • • • • • • • • • • • • • • При нападении собаки, необходимо: попытаться остановить нападающую собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Стоять» и др.; бросить в собаку какой-нибудь предмет, чтобы выиграть время; защищаться с помощью палки или камня; при прыжке собаки – защитить горло, прижав подбородок к груди и выставив вперед руку; бить собаку по наиболее уязвимым местам: голове, носу, в пах, по хребту или задним лапам; призвать на помощь окружающих. Нельзя: заигрывать с незнакомой собакой, даже если она кажется вам дружелюбной; подходить к собаке, когда она ест или стережет какую-нибудь вещь; показывать ей свой испуг, неуверенность; пытаться убежать; поворачиваться к собаке спиной. Что делать, если собака вас укусила? Необходимо: промыть рану обильным количеством воды, лучше с перекисью водорода; окружность раны смазать йодом и наложить чистую повязку; срочно обратиться в ближайший травмпункт. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ В СЛУЧАЕ ПОХИЩЕНИЯ РЕБЕНКА ИЗ ШКОЛЫ (ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) если вы стали свидетелем похищения ребенка из школы (дошкольной образовательной организации), необходимо: • немедленно сообщить в правоохранительные органы по телефону «02»; руководителю школы (дошкольной образовательной организации); • действовать согласно полученным указаниям; • всеми возможными безопасными для жизни и здоровья способами попытаться воспрепятствовать похищению; • запомнить приметы похитителя, марку автомобиля (цвет), государственный номер. если вы обнаружили похищение ребенка из школы (дошкольной образовательной организации), необходимо: • немедленно сообщить в правоохранительные органы по телефону «02»; руководителю школы (дошкольной образовательной организации); • действовать согласно полученным указаниям. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ШТОРМОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, БУРИ, УРАГАНА, ШКВАЛИСТОГО ВЕТРА • после передачи по радио штормового предупреждения, детей из здания образовательной организации не выпускать; • запретить обучающимся (воспитанникам) подходить к окнам — они могут быть ранены осколками разлетающегося стекла; лучше встать в простенок или отвести детей в коридор; для защиты можно использовать прочную мебель — письменный стол, шкаф, парту; как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являются убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий; • нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра: через несколько минут порыв может повториться; • радиоприемники и телевизоры необходимо держать постоянно включенными, так как по ним будут передаваться сообщения, информация, разъяснения о правилах поведения в конкретной ситуации. • если во время бури, урагана, шквалистого ветра вы оказались на улице с организованной группой детей, немедленно завести детей в здание. Помните! Чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов, предметов, хранящихся на лоджиях и балконах. Не разрешайте ребенку браться или наступать на оборванные провода — они могут быть под током. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ • получив информационное сообщение местного штаба гражданской обороны или администрации о случившемся и о порядке действий, прекратить занятия; • надеть противогазы: на себя и на детей или респираторы и вместе организованно и быстро укрыться в ближайшем убежище (не всегда это возможно; больше вероятности, что придется срочно выходить из зоны заражения); Готовясь к выходу: • надеть на ребенка плотную верхнюю одежду, лучше плащ, застегнуть его на все пуговицы, шею обвязать шарфом, на ноги резиновые сапоги, на голову шапочку, рот и нос прикрыть ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив ее в воде или 2% растворе питьевой соды при хлоре, 5% растворе лимонной кислоты при аммиаке. Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНОСТИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ • получив информационное сообщение местного штаба гражданской обороны или администрации о случившемся и о порядке действий, прекратить занятия; • надеть противогазы: на себя и на детей или респираторы и вместе организованно укрыться в защитном сооружении (убежище, противорадиационном укрытии) ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ РТУТИ • немедленно прекратить занятие; • организованно и быстро вывести детей из помещения, в котором обнаружена ртуть, открыть в помещении окна для проветривания; • вызвать по телефону службу «01», «03» и сообщить руководителю образовательной организации; • в помещение заходить только после получения разрешения от прибывших спасателей. ПАМЯТКА КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ЕСЛИ ВАС ЗАХВАТИЛИ В ЗАЛОЖНИКИ • не поддавайтесь панике; • ведите себя достойно - переносите заключение без слез, жалоб и причитаний; • спросите у охранников, можно ли вам читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.д.; • если вам дали возможность говорить по телефону с родственниками, держите себя в руках; не плачьте, не кричите, говорите коротко по существу; • обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни; • постарайтесь вступить в эмоциональный контакт с бандитами, которые вас охраняют, иногда бывает и так, что им строжайше запрещено отвечать на вопросы заложников; тогда разговаривайте как бы с самим собой, читайте стихи или вполголоса пойте; • постоянно тренируйте память; вспоминая, например, исторические даты, фамилии одноклассников, номера телефонов коллег по работе или учебе и т.д.; • не давайте ослабнуть сознанию; если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены; • насколько позволяют силы и пространство помещения, занимайтесь физическими упражнениями; • никогда не теряйте надежду на благополучный исход.