1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик…………………………...………………3 1.1. Пояснительная записка. ………………………………….........................................3 1.2. Цели и задачи программы. …………………………………………..……………….....6 1.3. Планируемые результаты программы. …………………..…………………….............6 1.4. Содержание программы………………………….………………………………….......7 2. Комплекс организационно-педагогических условий. ……………..……..……...27 2.1. Календарный учебный график………………………………………………………...27 2.2. Условия реализации программы…………………………………………………...….30 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы. ………………………………………...31 2.4. Воспитательный потенциал программы………………………………………...……32 Список литературы……………………………………………………...………………........34 Приложения……………………………………………………………………………………35 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Программа нацелена не только на развитие умений и навыков, обучающихся в декоративно – прикладном творчестве, но и на развитие умений мыслить нестандартно, творчески, объединять разные виды рукоделия, видеть конечный результат, делать выводы, завершать начатую работу. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Декоративно – прикладное искусство способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности у обучающихся. Из всего многообразия видов творчества - декоративно-прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано, эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного творчества вносят красоту в интерьер дома, на работе и в общественных местах. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления развивает творческие способности у обучающихся, преобразовывать мир, развивает нестандартные мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусство новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов прикладного искусство развивает творческие способности у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусство в жизни. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания, развивает творческие способности у обучающихся здорового нравственного начала, уважения к своему труду и труду других людей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга творчества» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дополнительного образования: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); 2. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3); 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Концепция развития ДОД до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 6. Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»; 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 3 8. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Устав МАОУДО ЦТДМ» (утв. Постановлением администрации Асиновского района 21.05.2018, № 687); Направленность программы: художественная. Актуальность программы. Программа направлена на воспитание художественной культуры обучающихся, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни. Предоставляет возможность детям освоить различные виды декоративно-прикладного творчества. Обучаясь прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей. Новизна программа заключается в том, что деятельность обучающихся направлена на решение и воплощение разнообразных практических задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением из простых и доступных материалов. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, которая оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. У детей расширяется кругозор с углублением знаний по школьным предметам (история, изобразительное искусство, труд). Изучая виды декоративноприкладных искусств, дети могут реализовать свою творческую индивидуальность, проявляют себя как творческие личности, и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику. Отличительной особенностью данной программы является то, что, получая, общие знания, умения и навыки, обучающийся имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет как личное творчество, так и участвует в коллективном творчестве. Индивидуальный подход в работе создает благоприятные возможности для развития познавательной деятельности, активности, помогает раскрыться неуверенному в себе ребенку. Адресат программы: Программа адресована обучающимся школьного возраста (7-12 лет). Психолого-педагогические особенности развития детей 7-12 лет. Данная программа учитывает психологические и психофизические особенности детей младшего школьного и подросткового возраста (7-12 лет). Младший школьный возраст. Данный возраст благоприятен для занятий ДПИ. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Благоприятен период и для развития логического и наглядно-образного мышления (развития мелкой моторики пальцев рук). Для этого возраста важно развитие произвольности, что дает развитие усидчивости и целеполагания, саморегуляции. Развиваются способности при выполнении коллективных работ способствуют концентрации внимания и памяти посредством создания работ и являются доступными для младшего школьного возраста. Подростковый возраст. В подростковом возрасте завершается созревание психофизиологической базы ребенка, необходимой для занятий декоративно-прикладным искусством. Многие важные показатели (работа глаз, способность к восприятию цвета и пространства и др.) приобретают вполне взрослые формы. Мышление развивается от наглядно-образного абстрактно-логическому. Во всем намечается переход от детства 4 взрослости. Детей этого возраста отличает стремление что-то сделать своими руками, творческая активность, они стремятся делать все по-настоящему, проявляя индивидуальность, активный познавательный интерес и осознание самостоятельности, что немаловажно для занятий. В этом возрасте продолжают развиваться коммуникативные и организаторские способности при выполнении коллективных работ, результаты труда повышают самооценку. Подростковый возраст тоже благоприятен для занятий ДПИ, так как не вызывает затруднений при освоении вида творчества. Объём и сроки реализации программы 3 года: № Наименование раздела количество часов п/п 1 2 3 год год год Лепка (пластилин) 42 12 10 1 Лепка (тестопластика) 22 36 28 2 3 Работа с ватой 24 22 20 4 Картина из кофе, крупы. 16 10 10 5 Работа с тканью (лоскутная 8 мозаика аппликация) Лепка (глина, гипс) 8 42 6 7 Аппликация соломкой 20 10 38 8 Изонить 12 12 22 9 Работа с фетром 20 20 10 Картина из шерсти 14 26 Итого в год 144 144 216 Уровень программы: базовый Режим занятий: Первый и второй год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. На третьем году обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Учебный час составляет 45 минут с подготовкой и уборкой рабочего места по 5 минут. Между занятиями предусмотрены перемены по 10 минут, согласно нормативным актам Центра творчества детей и молодежи и санитарными нормами САНПИН. Условия приема в объединение: принимаются все желающие на основании заявления от родителей и медицинской справки. Минимальное качество человек в группе -8, максимальное -12. Форма обучения: очная Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная. Методы обучения применимые на занятиях: - словесный (беседа, рассказ); -объяснительно-иллюстративный; -наглядно-демонстрационный (образцы, дидактический материал); -практическая работа и др. Педагогические технологии, используемые педагогом при подготовке и проведении занятий: - технология личностно-ориентированного подхода; - коллективного взаимообучения; - дифференцированного обучения; - здоровьесберегающая технология; - информационно-коммуникационные технологии; 5 - игровые технологии; -технология коллективной творческой деятельности. Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа, опрос, самостоятельная работа, открытое занятие, выставка, конкурс. 1.2. Цели и задачи программы Цель: содействие развитию творческой личности, приобщение обучающихся к народному творчеству посредством знакомства с разными видами декоративноприкладного искусства. Задачи Образовательные – раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества; – обучить навыкам и приёмам традиционной и нетрадиционной художественной обработки материалов разных видов; – сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании. Развивающие – развивать природные задатки и способности детей; – развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного; – развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность; – развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности; – развивать стремление к творческой самореализации. Воспитательные – воспитывать трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца; – воспитывать сознательное отношение к труду и уважительное отношения к результатам своего труда и других людей; – заложить основы созидательного отношения к окружающему миру; – воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине. 1.3. Планируемые результаты программы Полученные знания и навыки обучающимися по окончанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга творчества» пригодятся в быту и в жизни. Выпускники смогут воспользоваться любым видом декоративно – прикладного творчества и изготовить любое изделие, сувенир, предмет интерьера, картину по желанию (фетр, тестопластика, шерсть, гипс, глина). Проверка результатов освоения программы проводится при помощи программы мониторинга, выставки по окончанию раздела, участие в конкурсах. В результате освоения программы, обучающиеся: знают: - виды декоративно - прикладного искусства; - название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; - название и назначение материалов, их элементарные свойства, использованием применение и доступные способы обработки; - правила организации рабочего места; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; - основные свойства и назначение используемых материалов, подбор материалов 6 по цвету, фактуре, композиции; - основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых изделий. умеют: - правильно организовать свое рабочее место; - пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; - выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях; - составлять композиции и эскизы; - контролировать правильность выполнения работы, основываясь на схемы, рисунки, чертежи, на собственные эскизы; - ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию, композицию и цветовое решение; - самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу; - сотрудничать со своими сверстниками, работать в команде, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. 1.5. Содержание программы (учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана). № п/п Наименование разделов и тематики Кол-во часов Формы всего теория практика организации Первый год обучения Техника безопасности 2 2 Тема ТБ 2 1 Раздел 1. 42 9 Лепка (пластилин) Вводное занятие 33 Практические обучающие занятия Тема Знакомство с пластилином (тех) 2 1 2 Обучающие занятия Тема Божья коровка на листочке 3 Тема Собачка 4 1 1 1 1 Обучающие занятия Обучающие занятия Формы аттестации Форма контроля ТБ Опрос Опрос Освоить основные материалы для лепки Уметь применять различные приемы (раскатывания, скатывания, расплющивания, вытягивания) Азбука цвета Умение работать по образцу Умение выразить характер (добрый, злой) Опрос Смотр Творческая работа 7 Тема Кошечка 5 1 1 Занятия эксперимент Тема Пластилинография 6 1 4 Обучающие занятия Тема (цветы, фрукты) миллефиори 7 1 4 Практическое занятия Тема Бабочка миллефиори 8 1 8 Занятия эксперимент Тема Русское поле 9 1 6 Обучающие занятия Тема Объемные фигурки 10 животных 1 6 Обучающие занятия 4 18 Обучающие занятия Тема Мир цветов 11 Тема Рамка для 12 фотографий 1 4 1 4 Обучающие занятия Практическое занятия Тема Дымковская 13 барышня 1 4 Тема Дымковский петушок (индюк) 14 1 6 Раздел 2. Лепка (Тестопластика) 22 Практические обучающие занятия Занятия эксперимент Умение выразить характер (добрый, злой) Форма занятий (прямая, контурная, многослойная, модульная) Умение использовать в работе ранее усвоенные техники Умение использовать в работе ранее усвоенные техники Фактурная Пластилин графия Форма занятий (прямая, контурная, многослойная, модульная) Развивать творческие способности фантазию. Развивать воображение. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Уметь лепить по частям. Смотр Смотр Смотр Смотр Смотр Выставка Опрос Конкурс Смотр Уметь применять Творческая различные работа приемы (раскатывания, скатывания, 8 Раздел 3. Работа с ватой 24 Тема Изготовление 15 новогодней игрушки. «Грибок» Тема «Неваляшка» 15 Тема «Снеговик» 16 Тема «Девочка» 17 Раздел 4. Картина из кофе и крупы. Тема 18 16 «Чашка кофе» Тема Пейзаж 19 Раздел 5. Работа с тканью Тема Изготовление 20 панно из лоскутков «Цветы» 8 6 18 Практические и обучающие занятия. 2 4 Практическое занятия 1 4 1 4 2 6 Практическое занятия Занятия эксперимент Занятия эксперимент 2 14 Практические и обучающие занятия. 1 6 Занятия эксперимент 1 8 Занятия эксперимент 2 6 Практические и обучающие занятия. 2 6 Занятия эксперимент расплющивания, вытягивания). История создания ватной игрушки. Правила и технические требования к выполнению ручных работ. Уметь создавать новогоднюю игрушку. Уметь соединять детали . Уметь соединять детали. Умение выразить характер (добрый, злой). Формируем новые творческие способности. Выполнять изделие по образцу, схеме. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Знакомство лоскутной тех. Способы соединения деталей путём склеивания. Уметь правильно подбирать лоскутки по цвету и фактуре. Выставка, конкурс Смотр Смотр Выставка конкурс Смотр Демонстрация картин Выставка 9 Раздел 6. Аппликация с соломкой 6 14 Практические и обучающие занятия Тема Картина 21 «Ромашки» 2 2 Тема Бабочка 22 2 6 Тема Цветы 23 2 6 Практические и обучающие занятия Практические и обучающие занятия Практические и обучающие занятия 2 10 1 6 1 4 144 30 114 2 2 12 2 (цветы, фрукты) миллефиори Бабочка миллефиори Раздел 7. Изонить Тема Изготовление 24 Картины «Бабочка» Тема Изготовление 25 Картины «Зима» Итого: Второй год обучения Тема ТБ 1 Раздел 1. Лепка (пластилин) Тема 2 Тема 3 20 12 Практические и обучающие занятия Занятия эксперимент Знакомство с соломкой. Способы соединения деталей путём склеивания. Уметь подбирать соломку по цвету. Уметь подбирать соломку по цвету. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Знакомство с техникой изонити. Учить работать с трафаретом. Смотр Смотр Выставка Смотр Занятия эксперимент Итоговое мероприятие Умение работать с трафаретом. Творческая работа Вводное занятие Опрос Опрос 10 Практические и обучающие занятия 1 4 1 6 Практическое занятия Практическое занятия Уметь применять Смотр различные приемы (раскатывания, скатывания, расплющивания, вытягивания). Уметь лепить по Смотр частям. Умение Зачет использовать в работе ранее усвоенные техники. 10 Раздел 2. Лепка (тестопластика) 36 6 30 Практические и обучающие занятия. Тема Панно «Кот» 4 Тема Панно «Цветы» 5 Тема Картина бабочка 6 1 6 Практика 1 6 1 6 Занятия эксперимент Практическое занятия Тема Подковка 7 1 6 Практика Тема Панно «Корзина с 8 фруктами» 2 6 Занятия эксперимент 6 16 Практические и обучающие занятия. Занятия эксперимент Занятия эксперимент Обучающее занятие Раздел 3. Работа с ватой 22 Тема 9 Заяц 2 4 Тема 10 Гриб боровик Девочка 2 4 2 8 2 8 Практические и обучающие занятия. Тема Картина 12 «Подсолнух» 1 4 Занятия эксперимент Тема Картина «Зима» 13 1 4 Занятия эксперимент 2 6 Практические и Тема 11 Раздел 4. Картина из зерен кофе, и крупы Раздел 5. Лепка (глина, 10 8 Уметь выполнять изделие по образцу, схеме. Уметь лепить по частям. Уметь лепить по частям. Передавать выразительность образа. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Уметь выполнять изделие по образцу, схеме. Уметь соединять по частям. Уметь соединять по частям. Передавать выразительность образа. Уметь выполнять изделие по образцу, схеме. Передавать выразительность образа. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Уметь Смотр Смотр Смотр Смотр Выставка Смотр Смотр Творческая работа Смотр Демонстрация картин (открытое занятие) 11 гипс) обучающие занятия. Тема Картина «Гроздь 14 винограда» (гипс) 1 2 Обучающее занятие Тема Статуэтка «Кот» 15 1 4 Занятия эксперимент 4 6 2 2 2 4 Практические и обучающие занятия Занятия эксперимент Обучающее занятие Раздел 6. Аппликация соломкой Тема 16 10 Картина «Грибок» Тема Картина 17 «Парусник» Раздел 7. Изонить Тема Картина «Цветок» 18 1 4 Практические и обучающие занятия Практика Тема Картина «Зима 19 красавица» 1 6 Практика 4 16 Практические и обучающие занятия Тема Игольница 20 2 4 Обучающее занятие Тема Сумочка 21 1 4 Обучающее занятие Раздел 8. Работа с фетром 12 20 2 10 выполнять изделие по образцу, схеме. Выполнять изделие по образцу, схеме. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение работать с трафаретом. Смотр Выставка конкурс Умение работать с трафаретом. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение работать с трафаретом. Смотр Передавать выразительность образа. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Знакомство с фетром. Способы соединения деталей из фетра путём сшивания и склеивания. Умение соединять детали путём сшивания и склеивания. Умение соединять детали Смотр Контрольное занятие Зачет Смотр Смотр 12 Тема Брошь из фетра 22 Раздел 9. Картина из шерсти 14 Тема Цветы 23 Тема Панно «Пейзаж» 24 Итого: 144 Третий год обучения Раздел 1 Лепка (Пластилин) Тема 1 10 Морские обитатели Раздел 1. Лепка (тестопластика) 28 1 8 4 10 1 4 1 6 32 112 путём сшивания и склеивания. Обучающее Умение занятие соединять детали путём сшивания и склеивания. Практические и Выполнять обучающие изделие по занятия образцу, схеме. Самостоятельная Уметь применять работа цветовую гамму. Практические и Умение обучающие использовать в занятия работе ранее усвоенные техники. Итоговое мероприятие 2 8 Практические и обучающие занятия 2 8 Обучающее занятие 8 20 Практические и обучающие занятия Обучающее занятие Уметь применять различные приемы (раскатывания, скатывания, расплющивания, вытягивания). Уметь применять различные приемы лепки. Уметь применять различные приемы лепки. Передавать выразительность образа. Умение выразить характер Выставка конкурс Смотр Выставка Смотр Смотр Тема 2 Картина «Ежик» 2 4 Смотр Тема 3 Картина «Кот» 2 4 Самостоятельная работа Тема 4 Панно «Корзина с фруктами» 2 6 Обучающее занятие Уметь применять Смотр различные приемы лепки. Тема 5 Панно «Дружная грибная 2 6 Обучающее занятие Умение использовать в работе ранее Смотр Выставка 13 семейка» Раздел 2. Работа с ватой 20 4 16 Практические и обучающие занятия Обучающее занятие Обучающее занятие Тема 6 Петрушка 2 8 Тема 7 Балерина 2 8 2 8 2 8 8 34 Практические и обучающие занятия Раздел 3 Картина из зерен кофе, крупы. Тема 8 10 Картина «Чашка кофе» Раздел 4 Лепка (Глина, гипс) 42 Тематическое занятие Практические и обучающие занятия Тема 9 Улитка 2 8 Обучающее занятие Тема 10 Гриб «Мухомор» 2 8 Практические и обучающие занятия Тема 11 Кашпо «Тыква» 2 8 Практические и обучающие занятия Тема 12 Блюдо 2 10 Практические и обучающие занятия 8 30 Практические и обучающие занятия Раздел 5. Аппликация соломкой 38 усвоенные техники. Уметь моделировать. Уметь моделировать. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение работать с трафаретом. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Передавать выразительность образа. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Уметь подбирать соломку по цвету. Смотр Зачет Творческая работа Смотр Смотр Смотр Зачет 14 Тема 13 Картина «Три грибка боровика» 2 10 Самостоятельная работа Тема 14 Картина «Ветка яблони в цвету» Картина «Цветочное настроение» 2 10 Практические и обучающие занятия 4 10 Практические и обучающие занятия 6 16 Практические и обучающие занятия Практические и обучающие занятия Практические и обучающие занятия Практические и обучающие занятия Тема 15 Раздел 6. Изонить. 22 Тема 16 Картина «Бабочка» 2 4 Тема 17 Картина «Корзина с цветами» Картина «Сказочный узор» 2 6 2 6 4 16 Практические и обучающие занятия Тема 18 Раздел 7. Работа с фетром 20 Тема 19 Брошь из фетра 2 8 Практические и обучающие занятия Тема 20 Брошь из фетра 2 8 Практические и обучающие занятия 6 20 2 6 Практические и обучающие занятия Практические и обучающие занятия 13. Раздел 8. Картины из шерсти. Тема 21 Ирисы 26 Уметь подбирать соломку по цвету. . Уметь подбирать соломку по цвету. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение работать с трафаретом. Смотр Умение работать с трафаретом. Смотр Умение работать с трафаретом. Смотр Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение соединять детали путём сшивания и склеивания. Умение соединять детали путём сшивания и склеивания. Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Умение соединять цвета. Творческая работа Смотр Выставка Смотр Зачет Передавать Смотр выразительность. 15 Тема 22 Маки 2 6 Тема 23 Васильковое настроение 2 8 48 168 Итого: 216 Практические и обучающие занятия Самостоятельная работа Передавать выразительность . Умение использовать в работе ранее усвоенные техники. Итоговое мероприятие Смотр Выставка Первый год обучения Цель: творческое развитие обучающихся, их навыков самостоятельной работы, расширение эстетического кругозора. Задачи: - ознакомить обучающихся с различными видами рукоделия; - обучить приемам и последовательности обработки изделий; - воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца; - воспитать бережное отношение к материалам, ответственности и гордости за свой труд. Возрастные особенности: По программе 1 года обучения могут заниматься обучающиеся с 1 по 7 класс. Основные средства: пластилин, соленое тесто, вата, ткань, бумага, зерна кофе и ассортимент круп, нитки (мулине), соломка. Формы работы: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная деятельность детей, выставки, конкурсы. Методические приемы: наглядный, словесный, демонстративный. Программа включает в себя следующие разделы: 1 2 3 4 5 6 7 Лепка (пластилин) Лепка (тестопластика) Работа с ватой Картина из кофе, крупы. Работа с тканью (лоскутная мозаика аппликация) Аппликация соломкой Изонить Тема 1. Вводное занятие по ТБ(2ч) Теория: Правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда при работе c пластилином. Правила безопасности при работе со стеками, ножницами. Оказание первой помощи при порезе. Форма контроля: опрос. Раздел 1. лепка (пластилин) (3ч) Тема 2. Знакомство с пластилином Теория: обучающие занятия (1ч) Практика: скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание. Азбука цвета – смешивание цветов (2ч) Форма контроля: опрос 16 Тема 3. Божья коровка на листочке (1ч) Теория: принцип выполнения божьей коровки. Выбор пластилина. Практика: учить с помощью выбранного материала, передавать образ божьей коровки, закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (носик, глазки, черные круглые точки). Форма контроля: Смотр. Тема 4. Собачка (1ч) Теория: лепить собачку в движении конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стека. Практика: учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем промазывания одной части к другой и сглаживать границы соединения частей. Форма контроля: Смотр. Тема 5. Кошечка (1ч) Теория: лепить кошечку в движении конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стека. Практика: учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем промазывания одной части к другой и сглаживать границы соединения частей. Форма контроля: Смотр. Тема 6. Пластилинография (4ч) Теория: знакомить с контурной, многослойной, модульной и объемной формой предмета, путем промазывания, размазывания и сглаживания (1ч) Практика: передавать форму предмета, пропорции, характерные детали (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 7. Цветы, фрукты (4ч) Теория: работать с пластилином ранее использованной техникой, формируя форму ягод, фруктов и соединяя его путем промазывания, размазывания и сглаживания (1ч) Практика: передавать форму предмета, пропорции, характерные детали (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 8. Бабочка (8ч) Теория: работать с пластилином ранее использованной техникой, соединяя его с объемной формой предмета, путем промазывания, размазывания и сглаживания (1ч) Практика: передавать форму предмета, пропорции, характерные детали (7ч) Форма контроля: Смотр. Тема 9. Русское поле (6ч) Теория: работать с пластилином ранее использованной техникой, соединяя его с объемной формой предмета, путем промазывания, размазывания и сглаживания. (1ч) Практика: передавать форму предмета, пропорции, характерные детали (5ч) 17 Форма контроля: Смотр. Тема 10. Объемные фигурки животных (6ч) Теория: работать с пластилином ранее использованной техникой, соединяя его с объемной формой предмета, путем промазывания, размазывания и сглаживания (1ч) Практика: передавать форму предмета, пропорции, характерные детали (5ч) Форма контроля: выставка. Раздел 2. лепка (тестопластика) Тема 11. Мир цветов (4ч) Теория: лепка цветов разных видов. Особенности изготовления, декорирования. Изготовление мелких деталей (1ч) Практика: использовать базовые знания и формы изготовления (раскатывание, вытягивание, расплющивание) Сушка. Раскрашивание. Лакирование (3ч) Форма контроля: опрос. Тема 12. Рамка для фотографий (4ч) Теория: изготовление рамок для фотографий. Виды рамок. Технология изготовления. Основные приёмы работы (1ч) Практика: использовать базовые знания и формы изготовления (раскатывание, вытягивание, расплющивание) Сушка. Раскрашивание. Лакирование (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 13. Дымковская барышня (4ч) Теория: познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. (1ч) Практика: использовать базовые знания и формы изготовления (раскатывание, вытягивание, расплющивание), соединение по частям. Сушка. Раскрашивание. Лакирование (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 14. Дымковский петушок (индюк) (6ч) Теория: познакомить детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства. (1ч) Практика: использовать базовые знания и формы изготовления (раскатывание, вытягивание, расплющивание), соединение по частям. Сушка. Раскрашивание. Лакирование (5ч) Форма контроля: творческая работа. Раздел 3. Работа с ватой История создания ватной игрушки. Тема 15. Новогодняя фигурка «Грибок» (4ч) Теория: познакомить детей с ватной игрушкой, как видом народного декоративно прикладного творчества. Выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (2ч) Форма контроля: Смотр. Тема 16. «Неваляшка» (4ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (1ч) 18 Практика: изготовление елочной игрушки (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 17. «Снеговик» (4ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (1ч) Практика: изготовление елочной игрушки (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 18. «Девочка» (6ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (4ч) Форма контроля: выставка конкурс. Раздел 4. Картина из кофе и крупы Тема 19. Чашка кофе (6ч) Теория: выбор картины, подготовка материала (1ч) Практика: изготовление картины (5ч) Форма контроля: Смотр. Тема 20. Пейзаж (зерен кофе и крупа) (8ч) Теория: выбор картины, подготовка материала (1ч) Практика: изготовление картины (9ч) Форма контроля: демонстрация картин. Раздел 5. Работа с тканью (аппликация) Тема 21. Изготовление панно из лоскутков (цветы) (6ч) Теория: создать декоративное панно для украшения интерьера (2ч) Практика: изготовить своими руками оригинальное изделие (4ч) Форма контроля: выставка. Раздел 6. Аппликация соломой Тема 22. Картина «Ромашки» (2ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (1ч) Практика: изготавливать аппликацию (1ч) Форма контроля: Смотр. Тема 23. «Бабочка» (6ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (2ч) Практика: изготавливать аппликацию (4ч) Форма контроля: Смотр. Тема 24. «Цветы» (6ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (2ч) Практика: изготавливать аппликацию (4ч) Форма контроля: выставка. 19 Раздел 7. Изонить Тема 25. «Бабочка» (6ч) Теория: материалы, инструменты, применяемые для вышивки изонитью (1ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне Выполнение небольших картин (4ч) Форма контроля: Смотр. Тема 26. «Зима» (4ч) Теория: материалы, инструменты, применяемые для вышивки изонитью (1ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне, выполнение небольших картин (3ч). Форма контроля: творческая работа. Ожидаемые результаты первого года обучения: В конце первого года обучения обучающиеся должны знать: - требования по технике безопасности; - основные свойства и названия используемых материалов; - наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений. уметь: - соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены; - обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы; - экономно расходовать материал; бережно относиться к инструментам и приспособлениям; - уметь контролировать правильность выполнения работы; - изготавливать изделие по образцу и самостоятельно. Второй год обучения Цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Задачи: - обучить приемам и последовательности изготовления изделий; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность, целеустремлённость, инициативность, уважение к мастерству; умение доводить начатое дело до конца; Возрастные особенности: По программе 2 года обучения могут заниматься обучающиеся с 2 по 7 класс. Основные средства: пластилин, соленое тесто, вата, ткань, бумага, фетр, ткань, валяльная шерсть, нитки для вязания, вышивания. Формы работы: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная деятельность детей, выставки, конкурсы. Методические приемы: наглядный, словесный, демонстративный. Тема 1. Вводное занятие по ТБ (2ч) Теория: правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда при работе c электрооборудованием, работающим от сети переменного тока. Правила безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками, утюгом. Оказание первой помощи при Электре травме. 20 Форма контроля: опрос. Раздел 1. Лепка (пластилин) Тема 2. «Цветы, фрукты» (4ч) Теория: работать с пластилином ранее использованной техникой, формируя форму ягод, фруктов и соединяя его путем промазывания, размазывания и сглаживания (1ч) Практика: передавая форму предмета, пропорции, характерные детали (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 3. «Бабочка» (6ч) Теория: работать с пластилином ранее использованной техникой, соединяя его с объемной формой предмета, путем промазывания, размазывания и сглаживания (1ч) Практика: передавая форму предмета, пропорции, характерные детали (5ч) Форма контроля: практическое занятие. Раздел 2. Лепка (Тестопластика) Тема 14. Панно «Кот» (6ч) Теория: работать с соленым тестом ранее использованной техникой. Особенности изготовления декорирования. Изготовление мелких деталей (1ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (5ч) Форма контроля: Смотр. Тема 5. «Цветы» (6ч) Теория: работать с соленым тестом ранее использованной техникой. Особенности изготовления, декорирования. Изготовление мелких деталей (1ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (5ч) Форма контроля: Смотр. Тема 6. Картина «Бабочка» (6ч) Теория: работать с соленым тестом ранее использованной техникой.. Особенности изготовления, декорирования. Изготовление мелких деталей (1ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (5ч) Форма контроля: Смотр. Тема 7. «Оберег подкова» (6ч) Теория: работать с соленым тестом ранее использованной техникой. Особенности изготовления, декорирования. изготовление мелких деталей (1ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (5ч) Форма контроля: Смотр. Тема 8. «Корзина с фруктами» (6ч) Теория: работать с соленым тестом ранее использованной техникой. Особенности изготовления, декорирования. изготовление мелких деталей (2ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (4ч) Форма контроля: выставка. Раздел 3. Работа с ватой 21 Тема 9. «Заяц» (4ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (2ч) Форма контроля: Смотр. Тема 10. «Гриб боровик» (4ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (2ч) Форма контроля: Смотр. Тема 11. «Девочка» (8ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (6ч) Форма контроля: творческая работа. Раздел 4. Картина из кофе и крупы Тема 12. Картина «Подсолнух» (4ч) Теория: выбор картины, подготовка материала (1ч) Практика: изготовление картины (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 13. Пейзаж «Зима» (зерен кофе и крупа) (4ч) Теория: выбор картины, подготовка материала (1ч) Практика: изготовление картины (3ч) Форма контроля: демонстрация картин (открытое занятие). Раздел 5. Лепка (глина, гипс) Тема 14. «Гроздь винограда» (гипс) (2ч) Теория: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира, и умения отобразить его в своих работах из гипса. (1ч) Практика: создавать выразительные лепные образы способом скатывания, вытягивания (1ч) Форма контроля: Смотр. Тема 15. Статуэтка «Кот» (гипс) (4ч) Теория: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира, и умения отобразить его в своих работах из гипса (1ч) Практика: создавать выразительные лепные образы способом скатывания, вытягивания, промазывания (3ч) Форма контроля: выставка конкурс. Раздел 6. Аппликация соломой Тема 16. Картина «Грибок» (2ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (1ч) Практика: изготавливать аппликацию (1ч) Форма контроля: Смотр. 22 Тема 17. «Парусник» (4ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (2ч) Практика: изготавливать плоскую и объемную аппликацию (2ч) Форма контроля: Смотр. Раздел 7. Изонить. Тема 18. Картина «Цветок» (4ч) Теория: выбор материала, инструментов, применяемые для вышивки изонитью (1ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне, выполнение небольших картин (2ч) Форма контроля: контрольное занятие. Тема 19. Картина «Зима красавица» (6ч) Теория: выбор материала, инструментов, применяемые для вышивки изонитью (1ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне, выполнение небольших картин (5ч) Форма контроля: зачет. Раздел 8. Работа с фетром Тема 20. «Игольница» (4ч) Теория: выбор эскиза, изготовление лекала, перевод лекала на фетр (2) Практика: умение соединять детали путём сшивания (2ч) Форма контроля: Смотр. Тема 21. «Сумочка» (4ч) Теория: выбор эскиза, изготовление лекала, перевод лекала на фетр (1) Практика: умение соединять детали путём сшивания и склеивание (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 22. «Брошь из фетра» (8ч) Теория: выбор эскиза, изготовление лекала, перевод лекала на фетр (1ч) Практика: расшивные броши бисером. Прикрепление булавки к броши (7ч) Форма контроля: выставка конкурс. Раздел 9. Картины из шерсти. Тема 23. «Цветы» (4ч) Теория: принцип и виды техники (1) Практика: выбор изделия, выполнение работы. Выполнение небольших картин (3ч) Форма контроля: Смотр. Тема 24. Пейзаж (6ч) Теория: принцип и виды техники (1) Практика: выбор изделия, выполнение работы. Выполнение небольших картин (5ч) Форма контроля: выставка. Итоговое занятие (3ч) Практика: показ коллекции (3ч) 23 Ожидаемые результаты второго года обучения: В конце второго года обучения, обучающиеся должны знать: - требования по технике безопасности; - основные свойства и названия используемых материалов; - наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений; - современные тенденции в дизайне и интерьере. уметь: - соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены; - обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы; - экономно расходовать материал; бережно относиться к инструментам и приспособлениям; - контролировать правильность выполнения работы; - изготавливать изделие по образцу и самостоятельно; - применять знания на практике. Третий год обучения Цель: развитие навыков проектной деятельности для создания коллекции. Задачи: - обучить приемам и последовательности обработки изделий; - развить фантазию и воображение, эстетический вкус; - воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца; - воспитать бережное отношение к материалам, ответственности и гордости за свой труд. Возрастные особенности: По программе 3 года обучения могут заниматься обучающиеся с 3 по 7 класс. Основные средства: фетр, ткань, валяльная шерсть, соленое тесто, гипс, глина, нитки (мулине), солома, вата, нитки для вязания. Формы работы: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная деятельность детей, выставки, конкурсы. Методические приемы: наглядный, словесный, демонстративный. Тема 1. Вводное занятие по ТБ (3ч) Теория: Правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда при работе c электрооборудованием, работающим от сети переменного тока. Правила безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками, утюгом. Оказание первой помощи при электро-травме. Форма контроля: Смотр. Тема 1. «Морские обитатели» (8ч) Теория: работать с пластилином аккуратно, форму морских обитателей соединяя его путем промазывания, размазывания и сглаживания (2ч) Практика: передавая форму предмета, пропорции, характерные детали (6ч) Форма контроля: Смотр. Раздел 1. Лепка (тесто пластике) Тема 2. Картина «Ежик» (4ч) Теория: подбор материала для изготовления. Особенности изготовления, декорирования. Изготовление мелких деталей (2ч) Практика: сушка. Раскрашивание. Лакирование (2ч) 24 Форма контроля: Смотр. Тема 3. Картина «Кот» (4ч) Теория: подбор материала для изготовления. декорирования. Изготовление мелких деталей (2ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (2ч) Форма контроля: Смотр. Тема 4. «Корзина с цветами и фруктами» (6ч) Теория: подбор материала для изготовления. декорирования. Изготовление мелких деталей (2ч) Практика: сушка, раскрашивание, лакирование (4ч) Форма контроля: Смотр. Тема 5. «Дружная грибная семейка» (6ч) Теория: подбор материала для изготовления. декорирования. Изготовление мелких деталей (2ч) Практика: сушка. Раскрашивание. Лакирование (4ч) Форма контроля: выставка. Особенности изготовления, Особенности изготовления, Особенности изготовления, Раздел 2. Работа с ватой Тема 6. «Петрушка» (8ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (6ч) Форма контроля: Смотр. Тема 7. «Балерина» (8ч) Теория: выбор игрушки учить моделировать (2ч) Практика: изготовление елочной игрушки (6ч) Форма контроля: зачет. Раздел 3. Картина из кофе и крупы Тема 8. Картина «Чашка кофе» (8ч) Теория: выбор картины, подготовка материала (2ч) Практика: изготовление картины (6ч) Форма контроля: творческая работа. Раздел 4. Лепка (глина, гипс) Тема 9. «Улитка гипса» (8ч) Теория: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего предметного мира, и умения отобразить в своих работах из глины (2ч) Практика: создавать выразительные лепные образы способом вырезания по шаблону (6ч) Форма контроля: Смотр. Тема 10. «Гриб мухомор» гипса(8ч) Теория: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего предметного мира, и умения отобразить в своих работах из глины. (2ч) 25 Практика: создавать выразительные лепные образы способом вырезания по шаблону (6ч) Форма контроля: Смотр. Тема 11. Кашпо «Тыква» (8ч) Теория: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из глины (2ч) Практика: создавать выразительные лепные образы способом вырезания по шаблону (6ч) Форма контроля: Смотр. Тема 12. «Блюдо» (8ч) Теория: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из глины (2ч) Практика: создавать выразительные лепные образы способом вырезания по шаблону (6ч) Форма контроля: зачет. Раздел 5. Аппликация соломкой Тема 13. «Три грибка боровика» (10ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (2ч) Практика: изготавливать плоскую и объемную аппликацию (8ч) Форма контроля: Смотр. Тема 14. «Ветка яблони в цвету» (10ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (2ч) Практика: изготавливать плоскую и объемную аппликацию (8ч) Форма контроля: Смотр. Тема 15. «Цветочное настроение» (10ч) Теория: воспитание интереса и любви к народному творчеству, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла (2ч) Практика: изготавливать плоскую и объемную аппликацию (8ч) Форма контроля: выставка. Раздел 6. Изонити. Тема 16. Картина «Бабочка» (4ч) Теория: материалы, инструменты, применяемые для вышивки изо нити (2ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне. Выполнение небольших картин (2ч) Форма контроля: Смотр. Тема 17. Картина «Корзина с цветами» (6ч) Теория: материалы, инструменты, применяемые для вышивки изо нити (2ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне. Выполнение небольших картин (4ч) Форма контроля: Смотр. 26 Тема 18. Картина «Сказочный узор» (6ч) Теория: материалы, инструменты, применяемые для вышивки изо нити (2ч) Практика: правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне. Выполнение небольших картин (4ч) Форма контроля: творческая работа. Раздел 7. Работа с фетром Тема 19. «Брошь из фетра» (8ч) Теория: выбор эскиза, изготовление лекала, перевод лекала на фетр (2ч) Практика: расшивные броши бисером. Прикрепление булавки к броши (6ч) Форма контроля: Смотр. Тема 20. «Брошь из фетра» (8ч) Теория: выбор эскиза, изготовление лекала, перевод лекала на фетр (2ч) Практика: расшивные броши бисером. Прикрепление булавки к броши (6ч) Форма контроля: зачет. Раздел 8. Картины из шерсти. Тема 21. Картина «Ирисы» (6ч) Теория: принцип и виды техники (2ч) Практика: выбор изделия, выполнение работы. Выполнение небольших картин (4ч) Форма контроля: Смотр. Тема 22. Картина «Маки» (6ч) Теория: принцип и виды техники (2ч) Практика: выбор изделия, выполнение работы. Выполнение небольших картин (4ч) Форма контроля: Смотр. Тема 23. Картина «Васильковое настроение» (8ч) Теория: принцип и виды техники (2ч) Практика: выбор изделия, выполнение работы. Выполнение небольших картин (6ч) Форма контроля: выставка. Ожидаемые результаты третьего года обучения: В конце третьего года обучения, обучающиеся должны знать: - требования по технике безопасности; - основные свойства и названия используемых материалов; - наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений; - основы конструирования; - основы проектной деятельности. уметь: - соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены; - обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы; - экономно расходовать материал; бережно относиться к инструментам и приспособлениям; - контролировать правильность выполнения работы; - изготавливать изделие по образцу и самостоятельно; - применять знания на практике. 27 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарно учебный график 2024 -2025 Программа (Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ДПИ «Радуга творчества») N п/п Месяц /число Время проведения занятия Форма занятия Количество часов Форма контроля 1 четверть С 02.09 по 25.10.24 Согласно учебному расписанию Очная: вводное занятие, занятие импровиз ация, эксперим ент, познавате льное, самостоят ельная работа. 8 недель. Контрольное тестирование, викторина, просмотр, оценка творческих работ. Мониторинг для вновь прибывших. 1 г.об -32ч. 2г.об-32ч. 3 г.об-36ч. Осенние каникулы С 26.10 по 05.11.24 Согласно учебному расписанию Очная, 1 неделя. заочная: работа по парам, участие в конкурсах разного масштаба Контрольное тестирование, самостоятельная работа, анкетирование. 2 четверть С 06.11 по 28.12.24 Согласно учебному расписанию Очное: Занятия диалог, тематичес кие занятия, работа по парам, обучающ ие занятия, занятие по памяти, Контрольное тестирование, самостоятельная работа, умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму анкетирование, просмотр, оценка творческих 8 недель. 1 г.об -32ч. 2г.об-32ч. 3 г.об-36ч. 28 комбинир ованное занятие Зимние каникулы С 29.12 по 07.01.25 3 четверть С 8.01 по 22.03.25 Весенние каникулы 4 четверть С 23.03 по 31.03.25 С 01.04 по 24.05.25 Согласно учебному расписанию Согласно учебному расписанию Согласно учебному расписанию работ. Мониторинг. Очное: Занятия диалог, тематичес кие занятия, работа по парам, обучающ ие занятия. Просмотр презентац ий, оформлен ие выставок. 10 недель. Очная, заочная: работа по парам, занятие эксперим ент, участие в конкурсах разного масштаба. 1 неделя. Очное: Занятия диалог, тематичес кие занятия, работа по парам, обучающ 8 недель. 1 г.об -32ч. 2г.об-32ч. 3 г.об-36ч. 1 г.об -32ч. 2г.об-32ч. 3 г.об-36ч. 1 г.об -32ч. 2г.об-32ч. 3 г.об-36ч.. Контрольное тестирование, анкетирование, просмотр, оценка творческих работ Просмотр презентаций, готовим выставку, просмотр, оценка творческих работ Выполнение итогового практического занятия практикум. Мониторинг. 29 ие занятия. Просмотр презентац ий, оформлен ие выставок. Итого: 36 недель 1 г.об -144ч. 2 г.об.-144ч. 3 г.об -216ч 2.2. Условия реализации Программы Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего образцы изделий, учебная литература по рукоделию, журналы. Большая часть дидактического материала изготавливается педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося, иллюстративные подборки, технологические карты, таблицы-памятки, схемы, фотографии работ. Сценарии мероприятий воспитательного характера (чаепития, конкурсы, праздничные мероприятия, игры). Методические разработки занятий и мастер – классов Материально-техническое обеспечение образовательной программы: 1. Столы широкие 13 шт. 2. Освещение - лампами дневного света 3. Стулья 16 штук 4. Шкафы для инструментов, материалов и рабочих коробок 2 шт. 5. Выставочная полка 3 шт. 6. Тумба 1 шт 7. Принтер 1шт 8. Ноутбук 1шт Инструменты и материалы: 1. Нитки (черные, белые, цветные) 2. Простой карандаш 3. Линейка 4. Доска для пластилина 5. Фольга 6. Фетр разноцветный 7. Картон 8. Бисер, стразы 9. Клей карандаш, клей ПВА 10. Пластилин 11. Соль (мука) 12. Гипс 13. Глина 14. Солома 15. Шерсть 16. Вата 17. Зерна кофе 30 18. Крупы 19. Ткань Компьютерная информационное обеспечения: 1. Видеофильмы, презентации, фотографии, флэш карта; 2. Интернет источники. Печатные пособия: Таблицы по стилям русских предметов быта, одежды по народным промыслам русскому костюму, декоративно - прикладному искусству. Кадровое обеспечения: Педагог дополнительного образования: педагог дополнительного образования должен иметь образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Педагог должен владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: - организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; - организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; - обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; - разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы. 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы Формы проведения диагностики: - наблюдение; - выставки, конкурсы; - итоговые занятия; - тестирование, практическое задание. Критерии оценки результативности определяются таким образом, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий. Показатели результативности: − высокий уровень – успешное освоение учащимися более 100% содержания образовательной программы, подлежащей диагностики; − средний уровень – успешное освоение учащимися от 70% содержания образовательной программы, подлежащей диагностики; − низкий уровень – успешное освоение учащимися менее 40% содержания образовательной программы, подлежащей диагностики. Организация диагностики - Диагностика обучающихся творческого объединения «Радуга творчества» проводится три раза в учебном году (Приложение 1): - Входящая диагностика (является оценкой исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса, проводится только на первом году обучения). - Промежуточная диагностика (подразделяется на текущую и годовую, является оценкой качества усвоения обучающимися содержания программы; текущая диагностика является оценкой качества усвоения программы по итогам первого полугодия, проводится 31 в декабре; годовая диагностика проводится в мае и является оценкой качества по итогам учебного года). - Итоговая диагностика (является оценкой уровня достижений, заявленных в программе по завершению всего образовательного курса, проводится в конце цикла обучения по всей программе). - Для проведения промежуточной (годовой) и итоговой диагностики обучающихся формируется комиссия, в состав которой входят представители администрации. 2.4. Воспитательный потенциал программы Цель: формирование ценностных ориентиров обучающихся, формирование общей культуры личности, создание условий для саморазвития и самореализации личности. Задачи: - сформировать позитивное отношение к окружающему миру, найти свое место в этом мире, научиться определять и проявлять активную жизненную позицию; - привить стремление к проявлению высоких нравственных качеств, таких, как уважение человека к человеку, вежливость, бережное отношение к чести и достоинству личности, отзывчивость, ответственность, любовь ко всему живому; - приобщить детей и подростков к активной творческой деятельности, связанной с освоением различных культурных ценностей — воспитать сознательное отношение к труду, к выбору ценностей, пробудить интерес к профессиональной самоориентации, к художественному творчеству, к физкультуре и спорту; - нейтрализовать (предотвратить) негативное воздействие социума; - развивать творческий потенциал. Направления деятельности: - духовно - нравственное; - культура безопасности жизнедеятельности; - здоровьесберегающее; Формы: праздник, соревнование, конкурсно - развлекательные программы, беседа. Методы воспитания: поощрение, поддержка, стимулирование, коллективное мнение, положительная мотивация, создание ситуации успеха. Технологии: - технология социально-образовательного проекта - педагогическая поддержка; - игровые технологии Планируемые результаты: - культура организации своей деятельности; - адекватность восприятия оценки своей деятельности и ее результатов; - коллективная ответственность; - умение взаимодействовать с другими членами коллектива; - толерантность; - активность и желание участвовать в делах детского коллектива; - стремление к самореализации социально адекватными способами; - соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида) Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Воспитательные мероприятия Сроки Название мероприятия Форма сентябрь «Первосентябрьс Мастер-класс Место проведени я Городской Ответственный педагоги 32 кий марафон» сентябрьоктябрь «Волшебство осени» октябрь «Картошка – объеденье», посвященный Дню бабушек и дедушек «Словари музеи – слов» в рамках Всероссийского мероприятия «День словаря» «Книжка – малышка о маме» ноябрь ноябрь парк Конкурс творческих работ Выставка Конкурс, кулинарный поединок МАОУДО ЦТДМ Интеллектуальная игра МАОУДО ЦТДМ педагоги дополнительного образования Творческий конкурс Выставка Творческий конкурс МАОУДО ЦТДМ педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования МАОУДО ЦТДМ декабрь «Пластилиновый мир» декабрь «Символ семьи» создание семейного герба, девиза, гимна Новогодняя ёлка Мастер-класс МАОУДО ЦТДМ Развлекательная программа МАОУДО ЦТДМ «ЮИД! Территория творчества» «Папа на работе» Творческий конкурс Выставка Фотовыставка МАОУДО ЦТДМ март «С любовью к нашим мамам» МАОУДО ЦТДМ апрель «Встречаем Пасху» Конкурс творческих работ Выставка Выставка Творческий конкурс МАОУДО ЦТДМ Конкурс рисунков на асфальте МАОУДО ЦТДМ декабрь февраль февраль май июнь «Мы помним, мы гордимся…» «Рисуем Россию» дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования МАОУДО ЦТДМ МАОУДО ЦТДМ МАОУДО ЦТДМ педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования педагоги дополнительного образования 33 Список литературы Литература для педагога 1. Андреева И.А «Рукоделие» -Москва 1993г 2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: 1993. 3. Коллекция журналов «Ручная работа».Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»; 4. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. М., 1998. 5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990. 6. Мульги А. Рукоделие в школе. М.: Просвещение, 1974. 7. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1998. 8. Нешатаев А.А. Художественное проектирование трикотажных полотен. М., 1987. 9. Основы художественного ремесла. М., 1986. 10. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. 11. Семашко К. Домашние ремесла. Владимир, 1993. 12. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М., 1985. 13. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981. 14. Школа ремесел: моя народная кукла. М.: ВЦХТ, 1999. 15. Краёнева И. Н. Узлы – простые, забавные, сложные. – С-Пб.: Кристалл, 1997 16. Максимова Ю.У. Истоки мастерства. - М., 1983 Для обучающихся, родителей 1. Журнал «Коллекция идей» 2. Калинич М. «Рукоделие для детей». – Мн.: Полымя, 1997.-201с. 3. Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI; 4. Коллекция журналов «Ручная работа».Издательство ООО Пабликейшенз»; 5. Чиотти Д. «Королевские украшения своими руками»2007. «Бонниер 34 Приложение1 Диагностика Первый год обучения Входящая диагностика (диагностика № 1) Анкета на определение интереса Ф.И.О. ___________________________________________________________________ Возраст _____________школа_______________класс_____________________________ Адрес, телефон ___________________________________________________________ Посещаете ли вы другие кружки? Если да, то какие _________________________________________________________________________ Продолжительность обучения в них __________________________________________ На кружок вы пришли по своему желанию (родителей, подруг) ___________________ Чему вы хотите научиться на объединении ___________________________________ ________________________________________________________________________ В вашей семье кто-то занимается или занимался раньше рукоделием _____________ Чем ты любишь заниматься в свободное время? __________________ ______________________________________________________________ Есть ли у вас дома самодельные предметы? (вязаные вещи, вышитые изделия, резьба по дереву и т.д.) _______________________________ Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись? _____________________ Заниматься в нашем творческом объединении ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно? ________________________________________________ Поддерживают ли тебя родители, другие родственники, друзья в том, что ты посещаешь занятия нашего творческого объедения? ______________________ « » __________20___г Подпись _________________ 35 Практическое задание №1 «Дары осени» Задание: слепить овощи на выбор: огурец, морковь, помидоры, капусту, которые выросли на грядке. Цель: формировать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых овощей, передавать их природные особенности, цвет; умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Оборудование: пластилин, стеки, подкладной лист, салфетки влажные и сухие, муляж овощей. Описание выполнения задания: Огурцы: лепим из пластилина колбаски, закругляем концы, чуть изгибаем форму, протыкаем зубочисткой дырочки. Морковь: лепим из пластилина конус, насечки на морковке делаем поперечными вмятинами от зубочистки. Помидоры: на приплюснутые шарики укладываем внахлест (снежинкой) тоненькие колбаски и завершаем композицию хвостиком. Капуста: для капусты понадобится небольшой шарик и пять-шесть лепешек, которые оборачиваются вокруг шарика. Оценка: - обучающийся справился с заданием полностью – высокий уровень; - обучающийся не аккуратно выполнил задание или справился не со всеми этапами задания– средний уровень; - обучающийся не смог выполнить задание – низкий уровень. Практическое задание №2 «Снеговик» Задание: слепить снеговика, используя простейшие приемы лепки: скатывание и сплющивание, передавая форму и пропорции основных частей. Цель: формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.hello_html_bd24b19.jpg Оборудование: пластилин, стеки, подкладной лист, салфетки влажные и сухие. Описание выполнения задания: 1. Белый цвет будем делать основным, ведь он похож на снег, а также снеговик может быть сказочным, необычным, тогда можно использовать любой другой оттенок. 2. Белый брусок будет израсходован полностью на комья для снеговика, а также на руки. Поделите брусочек на 4 или 5 частей. 2 из них станут руками, а остальные – шариками. 3. Скатайте 2 шарика больших и 2 маленьких. Из них и будет состоять основа фигуры. 4. Присоедините один большой шар на другой. По бокам приклейте вытянутые в трубочки руки. 36 5. Фигурка снеговика уже готова. Теперь нужно фантазировать и украшать поделку зимними аксессуарами. Это может быть шарфик сочного зеленого (или любого другого) цвета. Вытяните мягкий кусочек в тонкую ленту, пройдитесь стекой по всей длине, а кончики надрежьте в виде бахромы. Шарфик должен быть достаточно длинным, чтобы его с легкостью можно было намотать несколько раз вокруг шеи. 6. Сделайте смешную мордашку. Рот вырежьте стекой в виде полумесяца. К кончикам рта примкните 2 разовые лепешки – румяные щечки. В центр лица налепите длинный оранжевый нос – морковку. Из черных точек сделайте глазки, чем ближе глазки будут расположены друг к другу, тем смешнее и очаровательнее будет снеговик. 7. И еще персонажу нужна шапочка-колпак. Смастерите заготовку для нее из оранжевого или красного пластилина, сделайте две таблетки для пуговиц, вытяните зеленый и желтый пластилин в тонкие нити для косички. 8. Наденьте шапочку, декорированную ярким бубоном и косичкой, на голову, приклейте на нижний шарик фигурки пуговки. 9. Добавьте ноги, чтобы фигурка стала устойчивой. Очаровательный новогодний снеговик из пластилина готов. Оценка: - обучающийся справился с заданием полностью – высокий уровень; - обучающийся не аккуратно выполнил задание или справился не со всеми этапами задания – средний уровень; - обучающийся не смог выполнить задание – низкий уровень. Протокол результатов входящей диагностики творческого объединения «Радуга творчества» МАОУДО Центра творчества детей и молодёжи города Асино 1 год обучения сентябрь 2024 года ФИО опрос Практическое задание№1 (работа с пластилином мелкие детали) Практическое И задание№2 тоговый (работа с пластилином результат композиция) . . . Промежуточная диагностика (диагностика № 2) Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и обведите в «кружок» Критерии оценки: Критерии оценки теста: Высокий уровень - 9 правильных ответа –– 10 баллов Средний уровень - 5 правильных ответа –– 7 баллов; Низкий уровень - 1 правильный ответ –– 3 балла; Тестирование Список вопросов теста Вопрос 1 Как называется искусство лепки из соленого теста? 37 Варианты ответов - тесто лепка - тесто пластика - солевая пластика Вопрос 2 Из чего готовят соленое тесто? Варианты ответов - рисовая мука - блинная мука - пшеничная мука Вопрос 3 При приготовлении теста в муку добавляем Варианты ответов - сахар - соль - ванилин Вопрос 4 Соленое тесто нужно хранить Варианты ответов - в плотно завязанном пакете - в полотенце - в бумаге Вопрос 5 Как правильно сушить изделия из соленого теста Варианты ответов - в нагретой до 50-80 градусов духовке - в холодной духовке - в нагретой до 240 градусов духовке Вопрос 6 Какой инструмент не используется в работе с соленым тестом? Варианты ответов - расческа - чеснок давилка - плоскогубцы Вопрос 7 Какие ингредиенты используются для приготовления соленого теста? Варианты ответов - съедобные - несъедобные - популярные Вопрос 8 Можно ли употреблять в пищу соленое тесто? Варианты ответов - можно - нельзя - если его высушить, то можно Вопрос 9 Что является главным секретом сохранности изделий из соленого теста? Варианты ответов - соль - мука - холодная вода Вопрос 10 Высохшие фигурки можно Варианты ответов - подарить - ярко и красиво раскрасить 38 - съесть Протокол результатов входящей диагностики творческого объединения «Радуга творчества» МАОУДО Центра творчества детей и молодёжи города Асино 1 год обучения декабрь 2024 года № ФИО Тестирование Практическое Практическое Итоговый результат задание 1 задание 2 1. 2. 3. Итоговая диагностика (диагностика № 3) Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и обведите в «кружок» Критерии оценки: Критерии оценки теста: Высокий уровень - 9 правильных ответа –– 10 баллов Средний уровень - 5 правильных ответа –– 7 баллов; Низкий уровень - 1 правильный ответ –– 3 балла; Тестирование Практическое задание Вопрос №1 В состав какого материала для лепки входит мука? A) Глина B) Солёное тесто C) Холодный фарфор Вопрос №2 Какой материал для лепки нужно держать в холодильнике в закрытой емкости или в пакете? A) Пластилин B) Глина C) Холодный фарфор Вопрос №3 При помощи чего нужно разогреть пластилин перед работой? A) Ладони B) Свеча C) Батарея Вопрос №4 Кусок пластилина помещают между ладонями и совершают круговые движения. Назовите прием лепки. A) Раскатывание B) Сплющивание C) Скатывание шариков Вопрос №5 Защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть. Название приема лепки A) Прощипывание или вытягивание B) Вдавливание 39 C) Скручивание Вопрос №6 Из какой базовой фигуры можно слепить: голову, глаза, туловище? A) Жгут B) Шар C) Лепёшка Второй год обучения Промежуточная диагностика (диагностика № 4) Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и обведите в «кружок» Критерии оценки: Критерии оценки теста: Высокий уровень - 9 правильных ответа –– 10 баллов Средний уровень - 5 правильных ответа –– 7 баллов; Низкий уровень - 1 правильный ответ –– 3 балла; Тестирование Правила безопасности труда при работе с различными материалами (Выбери правильный ответ). 1. В какое время года собирают солому для поделок. а) зима б) осень в) лето 2. Какую часть у соломы можно взять для аппликации. а) у основания б) середина в) макушка 3. Способы и приемы разглаживания соломы. а) холодный способ (разглаживание ножницы) б) горячий способ (разглаживание утюгом) в) все правильные 4. Какие виды зерновых культур подходят для создания картин а) рожь б) пшеница в) овес г) все перечисленные Практическое задание 1. Разгладить соломку «Холодным способом». 2. Для создания цветка, подобрать соломку по цвету. Итоговая диагностика (диагностика № 5) Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и обведите в «кружок» Критерии оценки: Критерии оценки теста: Высокий уровень - 9 правильных ответа –– 10 баллов Средний уровень - 5 правильных ответа –– 7 баллов; Низкий уровень - 1 правильный ответ –– 3 балла; 40 Тестирование 1. Правила безопасности труда при работе с ножницами а) как должны лежать ножницы в открытом виде или закрытом виде (подчеркни) б) как держать открытые ножницы концами вверх или низ (подчеркни) в) можно бегать с ножницами. 2. Какой иглой нужно пользоваться при шитье? (Выбери правильные ответы): а) ржавой. б) тупой. в) острой, ровной, гладкой. 3. Какой фетр идеально подходит для вырезание мелких деталей. а) тонкий б) средний в) плотный 4. Какой фетр идеально подходит для основания а) тонкий б) плотный в) средний 5. Для лоскутной аппликации, какие кусочки ткани подходят. а) бязь б) ситец в) джинс Практическое задание 1. Игрушка из фетра. 2. Создать брошь цветок из фетра. Третий год обучения Промежуточная диагностика (диагностика № 6) Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и обведите в «кружок» Критерии оценки: Критерии оценки теста: Высокий уровень - 9 правильных ответа –– 10 баллов Средний уровень - 5 правильных ответа –– 7 баллов; Низкий уровень - 1 правильный ответ –– 3 балла; Тестирование 1.К инструментам для выполнения ручных работ относятся: (Выбери правильные ответы). а) иглы; б) линейка; в) ножницы. г) игольница. 2.Какие бывают виды ниток (Выберите правильные ответы): а) искусственные; б) синтетические; в) натуральные; г) все правильные. 41 3. Для создания ватной игрушки (что понадобится). а) гипс б) вата в) пластилин г) нитки 4. Для создания картины из шерсти что нужно. а) краски б) кисть в) рама г) вода Практическое задание 1. Изготовление каркаса для ватной игрушки 2. Небольшая картинка из шерсти (на выбор) 42