Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "IT - каникулы"

2

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы..............................................................3
1.1. Пояснительная записка .........................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы......................................................................................................4
1.3. Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению
образовательного процесса……………………………………….............................................. 5
1.4. Основные характеристики образовательного процесса......................................................6
1.5. Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной
программы, формы организации образовательного процесса……………..………………….7
1.6. Ожидаемые результаты освоения программы…………………………………………….8
1.7. Учебный план программы…………………………………………………………………..9
1.8. Содержание программы……………………………………………………………………..9
2. Комплекс организационно-педагогических условий.....................................................17
2.1. Кадровое обеспечение…………………….........................................................................17
2.2. Методическое обеспечение.................................................................................................17
2.3. Материально-техническое обеспечение программы............................................................18
Список литературы...................................................................................................................19
Приложения……………………………………………………………………………………21

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «IT-каникулы»
является неотъемлемой частью образовательной программы муниципального автономного
образовательного учреждения дополнительного образования – Центра творчества детей и
молодежи города Асино и дает возможность организовать познавательный досуг в
каникулярный период для каждого ребенка. Каникулы – это время для полноценного
отдыха детей, и восстановления психологического здоровья и сил по завершению учебного
года. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение,
накопившееся за год, пора для развития творческих способностей и совершенствования
возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей,
поскольку

она

обеспечивает

удовлетворение

потребностей

обучающихся,

в

интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного
времени.
Программа имеет техническую направленность, так как ориентирована на развитие
у обучающихся комплексных представлений о сфере IT как современной и быстро
развивающейся отрасли, а также начальных компетенций в сфере информационных
технологий, позволяющих подготовиться к освоению программирования, мобильной
разработки и других It-технологий.
Актуальность программы заключается в том, что она решает одну из главных
проблем - занятость детей в каникулярное время. Программа представляет собой
краткосрочный интенсивный курс по ознакомлению детей с несколькими различными ITтехнологиями и краткосрочного погружения в одну из IT-сфер (программирование).
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному
социальному опыту, дети принимают активное участие в использовании IT технологий, тем
самым развивая свои творческие умения, лидерские качества.

Адресат программы. Данная программа ориентирована на обучающихся 7-14 лет,
не имеющие противопоказаний по здоровью.
Возраст

обучающихся

и

их

психологические

особенности. Программа

предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с
различным уровнем подготовленности.
Младший школьный возраст (7-10 лет). Младшие школьники легко отвлекаются,
не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Данный возраст
является

периодом

интенсивного

развития

и

качественного

преобразования
4

познавательных процессов. Ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью,
переводя осуществление этих процессов на занятиях в режиме произвольности.
В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена в
основном на формирование первичных навыков.
Подростковый возраст (11- 14 лет). Период данного возраста характеризуется
стремлением обучающихся к общению со сверстниками, желанием утвердить свою
самостоятельность, независимость. Появляется самостоятельность, избирательность,
целенаправленность восприятия, устойчивая произвольная внимательность и память.
Формируется абстрактное, теоретическое мышление. Идет становление нового уровня
личности, стремление познать себя, свои возможности, свое сходство с людьми и свою
неповторимость. Увеличивается стремление выразить себя.
В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена на
более сложную работу, учебная работа может носить как личный, так и групповой характер.
1.2. Цель и основные задачи программы
Цель программы – формирование у младших школьников комплексного
представления о сфере IT как современной и быстро развивающейся отрасли, включающей
в себя различные информационно-коммуникационные технологии и процессы.
Основные задачи:
Обучающие:
1) познакомить обучающихся с деятельностью центра цифрового образования «ITкуб» и его образовательными направлениями;
2) сформировать умения работы с компьютерной техникой, высокотехнологичными
устройствами, простыми средами программирования и мобильными приложениями;
3) дать представление об основных прогрессивных сферах IT-отрасли, их
особенностях и областях применения;
4) дать представление о карьерных перспективах будущих IT-специалистов в данной
сфере.
Воспитательные:
1) воспитывать у обучающихся потребность в самореализации и потребность
реализовывать собственные интересы и способности в различных видах деятельности;
2) воспитывать чувство ответственности и бережливое отношение к материальному
имуществу, технике и высокотехнологичным устройствам;
3) формировать навыки этичного и безопасного поведения в Интернет-пространстве.
Развивающие:
5

1) развивать пространственное, алгоритмическое, логическое и креативное
мышление;
2) развивать переключаемость внимания и способность применять знания и умения,
полученные в одной предметной области, в других сферах;
3) развивать навыки применения основных

правил кибербезопасности в

повседневной жизни.
В процессе реализации программы решаются более узкие и конкретные цели и
задачи, что отражено в программах каждого раздела.
1.3. Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к
построению образовательного процесса
Реализация программы «IT-каникулы» основывается на общедидактических
принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой,
доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении.
1.

Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только

достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются
новейшие достижения науки и техники.
2.

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного

материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания
и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
3.

Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые

могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4.

Воспитательный

характер

обучения.

Процесс

обучения

является

воспитывающим, обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и
развивает свои способности, умственные и моральные качества.
5.

Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия,

которые отрабатывает обучающийся, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых,
критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем,
чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с
полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает
самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической
подготовкой и работой педагога.
6.

Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на

конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются
существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления.
6

7.

Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по

определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения.
Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от
частного к общему.
8.

Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит

из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей
памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или
замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его
подготовленность до уровня общих требований.
1.4. Основные характеристики образовательного процесса
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-14 лет.
Условия набора детей в объединение. Принцип набора в объединение свободный.
Принимаются все желающие без конкурсного отбора.
Характеристика учебных групп по возрастному принципу: группы могут быть
разновозрастными,

для

обучающихся,

разных

по

возрасту,

предусматривается

дифференцированный подход.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: каникулярное время.
Количество обучающихся в группе с учетом СанПиН– 12 человек.
Уровень освоения содержания программы ознакомительный, что предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы:

обучающиеся

знакомятся

с

основными

видами

деятельности

и

образовательными направлениями, существующими в центре цифрового образования «ITкуб» с целью ориентации обучающихся на выбор одного образовательного направления и
последующего перехода обучающихся на обучение по выбранному направлению.
Вид программы по способам организации содержания: модульная. Программа
предлагает набор инвариантных (обязательных) и вариативных (по выбору) модулей
(разделов), предполагающий возможность освоения программы в разном объеме.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся каждый день по 3 учебных часа с
перерывом на отдых. В соответствии с СП 2.4.3648-20 длительность одного учебного часа
для детей школьного возраста – 40 минут.
Продолжительность образовательного процесса: каникулярное время
Объем учебных часов по программе составляет 36 часов.
7

1.5.

Отбор

и

структурирование

содержания,

направления

и

этапы

образовательной программы, формы организации образовательного процесса
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом
выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного
образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678р).
Содержание программы обеспечивает условия для вовлечения детей в создание
искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в
приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники,
системной инженерии, цифровизации, освоения языков программирования, машинного
обучения, автоматизации и робототехники, содействует формированию у обучающихся
современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической
грамотности и инженерного мышления.
Содержание

программы

структурировано

следующим

образом.

Программа

включает в себя разделы:
Раздел 1 «Основы компьютерной грамотности и безопасности» направлен на
формирование у обучающихся основ компьютерной грамотности и начального опыта
работы с компьютером, необходимого для дальнейшего погружения в IT-сферу. Кроме
того, в процессе освоения раздела, обучающиеся познакомятся с таким понятием, как
«кибербезопасность», изучат риски и опасности, с которыми может столкнуться человек в
Интернете, а также научатся применять основные правила кибербезопасности в своей
повседневной жизни.
Раздел 2 «Основы программирования в Scratch» направлен на формирование
базовых представлений о процессе программирования, о существующих языках
программирования, а также перспективах использования программирования в различных
сферах. Обучающиеся знакомятся со средой креативного блочного программирования
Scratch и создают свои первые проекты в Scratch – анимацию, простейшие компьютерные
игры, викторины.
Раздел 3 «Программирование роботов» знакомит обучающихся с понятием
«робот», назначением роботов, сферах их применения и способах программирования. В
процессе

изучения

курса

ребята

знакомятся

с

основами

конструирования

и

программирования LEGO роботов.
Раздел 4 «Основы мобильной разработки» направлен на знакомство обучающихся
с миром мобильных приложений, программных средств для разработки мобильных
8

приложений в среде IntelliJ, а также на формирование умений разработки простейших
мобильных приложений и умений оформления интерфейса мобильных приложений.
1.6. Ожидаемые результаты освоения программы
Требования к уровню подготовки обучающихся направлены на овладение
обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
значимыми для социальной адаптации личности, еѐ приобщения к современным и ITтехнологиям.
Предметные результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся будут иметь представление:
- об основных областях IT-сферы (программирование, виртуальная и дополненная
реальность, мобильная разработка, программирование роботов);
- о принципах работы и сферах применения виртуальной и дополненной реальности;
- о сферах применения роботов;
- о специальном оборудовании и программных средствах, необходимых для
создания и использования виртуальной реальности и программирования роботов;
- о понятии «алгоритм» и основах программирования в среде программирования
Scratch;
- о понятии «язык программирования», их видах и назначении.
будут знать:
- названия и возможности компьютерных программ и сред программирования
- понятия «робот», «модель», «язык программирования», «сайт», «мобильное
приложение».
будут уметь:
- применять простые правила кибербезопасности в жизни;
- создавать простейшие программы в среде программирования Scratch или на языке
программирования С++;
- конструировать простых роботов из специальных конструкторов и создавать
простейшие программы для их программирования;
- разрабатывать простые мобильные приложения.
Ожидаемые предметные результаты освоения каждого учебного раздела описаны в
их пояснительных записках.
Метапредметные результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся будут:
- инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
9

- проявлять нестандартное и критическое мышление, творческие способности и
фантазию;
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации
или свое непонимание информации;
- организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику
безопасности для разного вида работ.
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи;
- уважительно относиться к позиции другого;
- находить необходимую информацию и материалы в интернете.
Личностные результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся будут:
- различать оценку действия и оценку личности;
- оценивать свой и чужой труд;
- совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия
информационных ресурсов;
- проявлять отзывчивость, сопереживание в общении с одногруппниками и
педагогами.
1.7. Учебный план программы
№
п/п
1

Наименование раздела
Раздел 1 «Основы компьютерной
грамотности и безопасности»

Количество
часов всего
7

В том числе
теория
практика
3
4

2

Раздел 2 «Основы
программирования в Scratch»

9

3

6

3

Раздел 3 «Программирование
роботов»

10

4

6

4

Раздел 4 «Основы мобильной
разработки»

10

4

6

36

14

22

Итого по программе:

1.8. Содержание программы
Раздел 1 «Основы компьютерной грамотности и безопасности»
Учебный раздел «Основы компьютерной грамотности и безопасности» направлен на
10

формирование у учащихся основ компьютерной грамотности и начального опыта
работы с компьютером, необходимого для дальнейшего погружения в IT-сферу. Кроме
того, в процессе освоения раздела, обучающиеся познакомятся с таким понятием, как
«кибербезопасность», изучат риски и опасности, с которыми может столкнуться человек в
Интернете, а также научатся применять основные правила кибербезопасности в своей
повседневной жизни.
Цель раздела – формирование у учащихся основ компьютерной грамотности,
начального опыта работы с компьютером и знакомство с основными правилами
кибербезопасности.
Задачи:
- познакомить с техникой безопасности при работе на компьютере.
- познакомить с устройством персонального компьютера, дополнительными
устройствами (мышь, клавиатура) и правилами их использования.
- сформировать устойчивые знания при работе в Проводнике.
- помочь освоить основные приёмы работы в Интернете.
- познакомить с основными правилами кибербезопасности.
Ожидаемые предметные результаты освоения раздела
будут знать
- технику безопасности на ПК
- устройства ПК и дополнительные устройства;
- что такое Рабочий стол
- назначения клавиш клавиатуры;
- приемы работы в Проводнике;
- основные правила кибербезопасности.
будут уметь:
- пользоваться клавиатурой и мышью;
- создавать, сохранять и находить на компьютере различные файлы.
Учебно-тематический план раздела
№

Наименование тем

п/п

Количество часов
теория

1

Компьютер и дополнительные
устройства. Операционная система
компьютера. Клавиатура

1

2

Папки и файлы. Работа в Проводнике.
Основные

1

практика

всего
1

1

2
11

команды при работе на ПК:
копирование,
вырезание вставка
3

Работа в Интернете. Правила
кибербезопасности.
Итого по разделу:

1

2

3

3

3

6

Содержание учебного раздела
Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности. Состав ПК. Операционная система
компьютера. Объекты рабочего стола.
Теория. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Этапы
развития компьютерной техники. Отработка практических навыков организации рабочего
места. Обзор рабочего стола.
Практика. Включение, выключение и перезапуск ПК. Создание папок на рабочем
столе.
Тема 2: Работа в Проводнике. Основные команды при работе на ПК: копирование,
вырезание, вставка. Клавиатура. Назначение клавиш.
Теория. Проводник – что это, как в нем работать. Выделение, копирование, вставка
– обзор действий команд. Работа с окнами. Клавиши клавиатуры. Клавиатурные сочетания.
Языковая раскладка клавиатуры. Переключение режимов работы клавиатуры. Работа с
манипулятором мышь. Виды указателя мыши.
Практика. Создание каталогов, папок и файлов. Перемещение, удаление, каталогов,
файлов и папок. Упражнение «Печатаем алфавит в текстовом редакторе «Блокнот».
Тема 3: Работа в Интернете. Правила кибербезопасности.
Теория. Понятие «Кибербезопасность. Угрозы в сети интернет. Основные правила
безопасности при работе в Интернете. Проверка информации на достоверность. Защита
личной информации.
Практика. Кейсы и задания на тему "Безопасность в интернете".
Подведение итогов модуля. Самостоятельная практическая работа, включающая в
себя знания всего раздела.
Раздел 2 «Основы программирования в SCRATCH»
Учебный раздел «Основы программирования в Scratch» направлен на формирование
базовых представлений о процессе программирования, о существующих языках

12

программирования, а также перспективах использования программирования в различных
сферах.
Обучающиеся знакомятся со средой креативного блочного программирования
Scratch и создают свои первые проекты в Scratch – анимацию, простейшие компьютерные
игры, викторины.
Цель раздела – развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих
способностей, аналитических и логических компетенций в процессе изучения среды
программирования Scratch.
Задачи:
1) Познакомить с понятием

«программирование» и основными языками

программирования, их особенностями и сферами применения.
2) Формировать базовые умения работы в среде программирования Scratch.
3) Развивать пространственное, логическое и алгоритмическое мышление.
4) Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к технике и
оборудованию.
Ожидаемые предметные результаты освоения раздела
будут знать
- названия среды программирования Scratch;
- термины «программирование», «спрайт», «сцена»;
- названия некоторых распространенных языков программирования: java, python, С,
C++;
будут уметь:
- работать в среде программирования Scratch;
- создавать фон для сцены и костюма для спрайта с помощью растрового
графического редактора в среде программирования Scratch;
- создавать простые анимационные сцены в Scratch;
- создавать простые компьютерные игры в Scratch.
Учебно-тематический план раздела
№

Наименование тем

п/п

Количество часов
теория

1

Вводное занятие. Понятие
«Программирование»

1

2

Первые опыты в среде
программирования
SCRATCH

3

практика

всего
1

6

9

13

Итого по разделу:

4

6

10

Содержание учебного раздела
Тема 1 Вводное занятие. Понятие «Программирование».
Теория. Понятие «программирование». Зачем нужно программирование? В каких
сферах нужны программисты? Языки программирования, их виды и применение.
Практика. Игра «Что бы я запрограммировал?».
Тема 2. Первые опыты в среде программирования SCRATCH.
Теория. Среда программирование Scratch. Инструменты графического редактора.
Особенности растровой и векторной графики. Знакомство с блоками Движение и
Внешность. Коробка «Движение». Система координат. Коробка «Внешность».
Практика. Создание фона для сцены и костюма для спрайта с помощью растрового
графического редактора. Создание фона для сцены и костюма для спрайта с помощью
растрового графического редактора. Практическая работа с костюмами и эффектами
спрайта.
Подведение итогов раздела. Демонстрация, обсуждение программ, выполненных
обучающимися в среде SCRATCH.
Раздел 3 «Программирование роботов»
Цель раздела – развитие алгоритмического мышления обучающихся, их
конструкторских способностей, аналитических и логических компетенций в процессе
изучения основ программирования LEGO роботов.
Задачи:
1) Познакомить с понятием «робот» и сферами применения роботов.
2) Формировать умения собирать роботов по схемам.
3) Формировать базовые умения работы в среде программирования роботов LEGO
EDUCATION.
4) Развивать конструкторские способности. пространственное, логическое и
алгоритмическое мышление.
5) Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к технике и
оборудованию.
Ожидаемые предметные результаты освоения раздела
будут знать
- названия среды программирования роботов LEGO EDUCATION;
14

- термины «программирование», «робот»;
- название и назначение некоторых частей конструкции робота: «датчик», «мотор»,
«программный блок».
будут уметь:
- собирать роботов по схеме;
- работать в среде программирования роботов LEGO EDUCATION;
- управлять роботом при помощи одного ли нескольких программных блоков.
Учебно-тематический план модуля
№

Наименование тем

Количество часов

п/п

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Роботы в нашей жизни

1

2

Сборка и программирование роботов
LEGO EDUCATION

3

6

9

4

6

10

Итого по разделу:

1

Содержание учебного раздела
Тема 1. Вводное занятие. Роботы в нашей жизни.
Теория. Понятие «робот». Где применяются роботы.
Практика. Знакомство с техническим обеспечением LEGO EDUCATION: модулем
(хабом), мотором, датчиками и прочим техническим обеспечением. Установка и запуск
программы. Знакомство с главным меню программы.
Тема 2. Сборка и программирование роботов в среде LEGO EDUCATION.
Теория. Просмотр демонстрационного видеоролика о подсоединении оборудования
и активизации его с помощью программного обеспечения. Знакомство с базовыми деталями
конструктора и способами их соединения. Базовые принципы работы со сборкой.
Устройство ввода и датчики. Управление при помощи одного или нескольких программных
блоков.
Практика. Сборка и программирование движущихся устройств с мотором,
датчиками и прочим техническим обеспечением.
Подведение

итогов

раздела.

Демонстрация

робототехнических

моделей,

выполненных обучающимися.
Раздел 4 «Основы мобильной разработки»
Учебный модуль «Основы мобильной разработки» направлен на знакомство
обучающихся с миром мобильных приложений, программных средств для разработки
15

мобильных приложений, а также на формирование умений разработки простейших
мобильных приложений и умений оформления интерфейса мобильных приложений.
Цель раздела – знакомство обучающихся с миром мобильных приложений,
программных средств для разработки мобильных приложений, а также на развитие
основных умений оформления и анимации интерфейса мобильных приложений.
Задачи:
1) Познакомить с понятием «мобильное приложение», а также с основными
функциями и видами мобильных приложений.
2) Познакомить с основными программными средствами разработки мобильных
приложений в ходе практической работы.
3) Развивать чувство стиля, цвета, пропорции.
4) Воспитать терпение к достижению результата и чувство ответственности.
Ожидаемые предметные результаты освоения раздела
будут знать:
- понятие «мобильное приложение», «мобильная разработка», «интерфейс»;
- некоторые виды мобильных приложений;
- название среды для разработки мобильных приложений;
будут уметь:
- разрабатывать простейшее мобильное приложение в среде IntelliJ;
- оформлять интерфейс мобильного приложения.
Учебно-тематический план модуля
№

Наименование тем

п/п
1

Количество часов
теория

Мобильные приложения, их виды и
средства

для

создания

практика

1

всего
1

мобильных

приложений
2

Разработка собственного мобильного
приложения
Итого по разделу:

3

6

9

4

6

10

Содержание учебного раздела
Тема 1 Мобильные приложения, их виды и средства для создания мобильных
приложений.
Теория. Понятие «мобильное приложение». Виды мобильных приложений. Как и
зачем разрабатываются мобильные приложения.
Практика. Разработка идеи собственного мобильного приложения.

16

Тема 2. Разработка собственного мобильного приложения.
Теория. Интерфейс среды IntelliJ и еѐ основные функции.
Практика. Разработка идеи собственного мобильного приложения, его дизайна.
Работа в среде IntelliJ по разработке приложения.
Подведение итогов раздела. Презентация разработанных приложений внутри
группы.

17

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом
практической работы с младшими школьниками, а также обладающий навыками работы в
специальных компьютерных программах и сервисах. Также педагоги, реализующие
программы центра цифрового образования детей IT-куб, педагоги дополнительного
образования.
2.2. Методическое обеспечение
1. Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации
образовательного процесса
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
Метод проектов. В рамках каждого раздела обучающимися разрабатываются
собственные продукты с использованием элементов метода проектов (собственные бизнесидеи, идеи мобильных приложений, иконки, иллюстрации и т.п.)
Интерактивные технологии. Презентационный метод: проведение выставок
(электронных) по итогам работы каждого модуля (в группе в социальной сети
«ВКонтакте»). Презентация результатов работы, личных достижений
Игровые технологии. Игра - знакомство с детьми. Дидактические игры на занятиях
Информационные технологии. Поиск, сбор и систематизация информации и
изображений с использованием Интернет. Использование специальных компьютерных
программ и сред программирования для выполнения творческих заданий
2. Учебно-методический комплекс программы
Для реализации программы «IT-каникулы» сформирован учебно-методический
комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет
следующие разделы и включает следующие материалы:
1) Методические материалы для педагога:
- комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и
снижающих утомление обучающихся (для младшего школьного возраста);
- инструкции по охране труда и технике безопасности;
- положения, приказы, информационные письма о проведении мероприятий
различного уровня по профилю объединения.
2) Диагностический инструментарий:
18

- тест с практическим заданием для входной диагностики стартового уровня
владения компьютерной грамотностью (Приложение 1).
- анкеты «О каких языках программирования я слышал», «Зачем этот инструмент»,
«Что я знаю о виртуальной и дополненной реальности», «Что я знаю о мобильных
приложениях», «Какими цифровыми услугами я пользуюсь» для проведения входной
диагностики по разделу.
- итоговый тест для проведения итоговой аттестации обучающихся.
- анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком
занятий объединения».
- лист результатов диагностики.
2.3. Материально-техническое обеспечение программы
1) Учебный компьютерный класс, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим
требованиям, для занятий группы 12 человек (компьютеры, рабочие места для обучающихся,
доска, шкаф для УМК, шкафы для хранения материалов, инструментов, инвентаря и
оборудования). Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и
электрическим светом). В кабинете должны быть созданы условия для безопасной работы за
компьютерами (изолированные провода, система хранения компьютеров, отсутствие проводов
на полу).
2) Оборудование, необходимое для реализации программы:
- программное обеспечение (на каждом персональном компьютере для ребенка):
операционная система, офисные программы, AdobeIllustrator, MagicalVoxel, среда
программирования Scratch, IntelliJ.
- компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет (на каждом персональном
компьютере для ребенка);
- мультимедийная проекционная установка или интерактивная доска;
- МФУ (принтер черно-белый, цветной; сканер, ксерокс);
- робототехнические наборы LEGO EDUCATION.
3) Подсобные материалы и инструменты: клейкая бумажная лента, скотч, декоративные
кнопки, скрепки-зажимы.
4) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, цветные карандаши,
ластики; бумага (альбомы для рисования А4 или блокноты), клей, ножницы, степлеры

19

Список литературы
1. Буйлова, Л.Н. Современные тенденции обновления содержания дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. [Электронный ресурс] / Научная
электронная

библиотека

КиберЛенинка.–

Режим

доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-obnovleniya-soderzhaniyadopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-obscherazvivayuschih-programm/viewer
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 26.12.2012 г.
[Электронный ресурс] / Закон об образовании РФ. – Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru/
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. [Электронный ресурс]
/

Интернет-портал

«Правительство

Российской

Федерации»

–

Режим

доступа:

http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
4.

Методические

общеразвивающих

рекомендации

программ

(включая

по

проектированию

разноуровневые

дополнительных

программы).

Письмо

Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] /
Режимдоступа:

https://цэвд.рф/docs/metodicheskie-rekomendatsii-po-proektirovaniyu-

dopolnitelnykh-o_p96896.pdf
5.

Методические

рекомендации

по

подготовке

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы
(добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных
программ, включенных в систему ПФДО. [Электронный ресурс] / Региональный
модельный центр дополнительного образования детей в Томской области -Режим
доступа: http://dop70.ru/
6. Добриборш Д.Э., Чепинский С.А., Артѐмов К.А. Основы робототехники на Lego®
Mindstorms® EV3. Учебное пособие. – М.: Лань, 2019. – 108 с. Иванов А.А. Основы
робототехники. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2019. – 223 с.
7. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил.
8. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы,
проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с.
9. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.:
Лаборатория знаний, 2018. – 176 с.
10. Залогова Л.А. Компьютерная графика: учебное пособие / Л.А. Залогова. - 3-е изд.
- Москва: Бином. Лаб. знаний, 2009 - 213 с.
20

11. Торгашева Ю. Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на
Scratch. – СПб.: Питер. 2017. – 128 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)
12. Голиков Д.Н. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017.
— 192 с.
13. Ашманов И.С. Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя. М.: Питер,
2011.
14. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.:
Вильямс, 2007
15. Разработка приложений под мобильную платформу Android : учебное пособие /
Д. В.Кравцов, М. А. Лосева, Е. А. Леонов [и др.]. — Москва : ФЛИНТА, 2018.
16. Коузен, К. Современный Java: рецепты программирования / К. Коузен. — Москва
:ДМК Пресс, 2018.
17. Гуськова, О. И. Объектно ориентированное программирование в Java : учебное
пособие / О. И. Гуськова. — Москва : МПГУ, 2018.
18. Программирование на языке Java. Конспект лекций : учебно-методическое
пособие /А. В. Гаврилов, С. В. Клименков, Ю. А. Королёва [и др.]. — Санкт-Петербург :
НИУ ИТМО, 2019.

21

Приложение 1
Оценочные материалы
Входное тестирование с практическим заданием для выявления стартового уровня
владения детьми компьютерной грамотностью (распределение обучающихся на группы)
Инструкция: тестирование можно проводить как письменно (первую часть с
вопросами), так и устно в виде собеседования. Первую часть (вопросы) ребенок может
выполнять, глядя на клавиатуру.
№
1
2
3
4

Задание

Оценка в баллах
Часть 1. Теория. Вопросы
Какая кнопка на клавиатуре означает «ввод», Ответ – Enter
еѐ мы нажимаем, когда хотим подтвердить
1 балл
свое действие
Какая кнопка на клавиатуре делает букву
Ответ – Shift
«большой» при наборе текста
1 балл
При помощи каких двух кнопок можно
Ответ – Delete, Backspace
удалить
2 балла(1 балл за каждый ответ)
любой элемент - часть текста, объект, файл
Назови название одного любого знакомого
Правильный ответ – 2 балла
тебе браузера для выхода в интернет
(Google Chrome, Yandex,
Explorer, Firefox)

5

Как называется самая длинная кнопка на
клавиатуре, при помощи которой мы можем
ставить пропуски между словами при наборе
текста?

Ответ – пробел
1 балл

6

Мы открыли папку с файлами и хотим
выделить сразу несколько файлов, чтобы
удалить их. Какую кнопку мы можем зажать
на клавиатуре, чтобы выделить сразу
несколько объектов?

Ответ – Shift или Ctrl
3 балла

1

Часть 2 Практическое задание
Включи компьютер. Поменяй раскладку
3 балла
клавиатуры с русского на английский язык и 1 балл если трудности со
обратно. Набери пароль для входа в систему
сменой раскладки
(укажет педагог)

2

Открой новый файл «Блокнот», напиши в нем 4 балла
свое имя по-русски, сохрани файл на рабочий 3 балла если затруднение с
стол. Первые буквы фамилии и имени
большими буквами
должны быть большие
Пример: Вася Иванов

3

Создай еще один новый документ «Блокнот».
Скопируй текст из первого файла (свое имя и

4 балла
3 балла если затруднение с
большими буквами
22

фамилию) и вставь его в новый документ. В
новом файле удали свою фамилию и напиши
школу и класс
Пример: Вася Школа №1 4А класс
4

Сохрани новый файл (из пункта 3) в другое
место (папка «Документы» или папка на
локальном диске по выборе педагога). Закрой
сохраненный файл. Затем найди и удали по
очереди оба файла.

4 балла

5

Открой любой браузер для выхода в
интернет. Найди в поиске любую картинку с
изображением компьютера и сохрани ее в
папке по выбору педагога. При сохранении
создай папку «Картинка____(свое имя)__»
внутри той папки, где укажет педагог.
Затем найди папку и картинку, убедись, что
всѐ сохранилось и удали созданную папку с
картинкой

5 баллов
3 балла если затруднения с
созданием папки при
сохранении

Итого баллов
Оценочная шкала
Результат от 0 до 5 баллов – очень низкий уровень владения компьютером,
рекомендуются дополнительные тренировки по изучению клавиш компьютера и способов
работы с ним (создание, сохранение, удаление файлов).
Результат от 5 до 15 баллов – средний уровень.
Результат от 15 до 30 баллов – уровень выше среднего.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».