2 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы..............................................................3 1.1. Пояснительная записка .........................................................................................................3 1.2. Цели и задачи программы......................................................................................................4 1.3. Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса……………………………………….............................................. 5 1.4. Основные характеристики образовательного процесса......................................................6 1.5. Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса……………..………………….7 1.6. Ожидаемые результаты освоения программы…………………………………………….8 1.7. Учебный план программы…………………………………………………………………..9 1.8. Содержание программы……………………………………………………………………..9 2. Комплекс организационно-педагогических условий.....................................................17 2.1. Кадровое обеспечение…………………….........................................................................17 2.2. Методическое обеспечение.................................................................................................17 2.3. Материально-техническое обеспечение программы............................................................18 Список литературы...................................................................................................................19 Приложения……………………………………………………………………………………21 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «IT-каникулы» является неотъемлемой частью образовательной программы муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования – Центра творчества детей и молодежи города Асино и дает возможность организовать познавательный досуг в каникулярный период для каждого ребенка. Каникулы – это время для полноценного отдыха детей, и восстановления психологического здоровья и сил по завершению учебного года. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, поскольку она обеспечивает удовлетворение потребностей обучающихся, в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени. Программа имеет техническую направленность, так как ориентирована на развитие у обучающихся комплексных представлений о сфере IT как современной и быстро развивающейся отрасли, а также начальных компетенций в сфере информационных технологий, позволяющих подготовиться к освоению программирования, мобильной разработки и других It-технологий. Актуальность программы заключается в том, что она решает одну из главных проблем - занятость детей в каникулярное время. Программа представляет собой краткосрочный интенсивный курс по ознакомлению детей с несколькими различными ITтехнологиями и краткосрочного погружения в одну из IT-сфер (программирование). Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, дети принимают активное участие в использовании IT технологий, тем самым развивая свои творческие умения, лидерские качества. Адресат программы. Данная программа ориентирована на обучающихся 7-14 лет, не имеющие противопоказаний по здоровью. Возраст обучающихся и их психологические особенности. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности. Младший школьный возраст (7-10 лет). Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Данный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования 4 познавательных процессов. Ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью, переводя осуществление этих процессов на занятиях в режиме произвольности. В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена в основном на формирование первичных навыков. Подростковый возраст (11- 14 лет). Период данного возраста характеризуется стремлением обучающихся к общению со сверстниками, желанием утвердить свою самостоятельность, независимость. Появляется самостоятельность, избирательность, целенаправленность восприятия, устойчивая произвольная внимательность и память. Формируется абстрактное, теоретическое мышление. Идет становление нового уровня личности, стремление познать себя, свои возможности, свое сходство с людьми и свою неповторимость. Увеличивается стремление выразить себя. В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена на более сложную работу, учебная работа может носить как личный, так и групповой характер. 1.2. Цель и основные задачи программы Цель программы – формирование у младших школьников комплексного представления о сфере IT как современной и быстро развивающейся отрасли, включающей в себя различные информационно-коммуникационные технологии и процессы. Основные задачи: Обучающие: 1) познакомить обучающихся с деятельностью центра цифрового образования «ITкуб» и его образовательными направлениями; 2) сформировать умения работы с компьютерной техникой, высокотехнологичными устройствами, простыми средами программирования и мобильными приложениями; 3) дать представление об основных прогрессивных сферах IT-отрасли, их особенностях и областях применения; 4) дать представление о карьерных перспективах будущих IT-специалистов в данной сфере. Воспитательные: 1) воспитывать у обучающихся потребность в самореализации и потребность реализовывать собственные интересы и способности в различных видах деятельности; 2) воспитывать чувство ответственности и бережливое отношение к материальному имуществу, технике и высокотехнологичным устройствам; 3) формировать навыки этичного и безопасного поведения в Интернет-пространстве. Развивающие: 5 1) развивать пространственное, алгоритмическое, логическое и креативное мышление; 2) развивать переключаемость внимания и способность применять знания и умения, полученные в одной предметной области, в других сферах; 3) развивать навыки применения основных правил кибербезопасности в повседневной жизни. В процессе реализации программы решаются более узкие и конкретные цели и задачи, что отражено в программах каждого раздела. 1.3. Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса Реализация программы «IT-каникулы» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении. 1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники. 2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. 3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике. 4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. 5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает обучающийся, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога. 6. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления. 6 7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему. 8. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. 1.4. Основные характеристики образовательного процесса Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-14 лет. Условия набора детей в объединение. Принцип набора в объединение свободный. Принимаются все желающие без конкурсного отбора. Характеристика учебных групп по возрастному принципу: группы могут быть разновозрастными, для обучающихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход. Форма обучения: очная. Срок реализации программы: каникулярное время. Количество обучающихся в группе с учетом СанПиН– 12 человек. Уровень освоения содержания программы ознакомительный, что предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы: обучающиеся знакомятся с основными видами деятельности и образовательными направлениями, существующими в центре цифрового образования «ITкуб» с целью ориентации обучающихся на выбор одного образовательного направления и последующего перехода обучающихся на обучение по выбранному направлению. Вид программы по способам организации содержания: модульная. Программа предлагает набор инвариантных (обязательных) и вариативных (по выбору) модулей (разделов), предполагающий возможность освоения программы в разном объеме. Режим занятий. Занятия по программе проводятся каждый день по 3 учебных часа с перерывом на отдых. В соответствии с СП 2.4.3648-20 длительность одного учебного часа для детей школьного возраста – 40 минут. Продолжительность образовательного процесса: каникулярное время Объем учебных часов по программе составляет 36 часов. 7 1.5. Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678р). Содержание программы обеспечивает условия для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, цифровизации, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, содействует формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления. Содержание программы структурировано следующим образом. Программа включает в себя разделы: Раздел 1 «Основы компьютерной грамотности и безопасности» направлен на формирование у обучающихся основ компьютерной грамотности и начального опыта работы с компьютером, необходимого для дальнейшего погружения в IT-сферу. Кроме того, в процессе освоения раздела, обучающиеся познакомятся с таким понятием, как «кибербезопасность», изучат риски и опасности, с которыми может столкнуться человек в Интернете, а также научатся применять основные правила кибербезопасности в своей повседневной жизни. Раздел 2 «Основы программирования в Scratch» направлен на формирование базовых представлений о процессе программирования, о существующих языках программирования, а также перспективах использования программирования в различных сферах. Обучающиеся знакомятся со средой креативного блочного программирования Scratch и создают свои первые проекты в Scratch – анимацию, простейшие компьютерные игры, викторины. Раздел 3 «Программирование роботов» знакомит обучающихся с понятием «робот», назначением роботов, сферах их применения и способах программирования. В процессе изучения курса ребята знакомятся с основами конструирования и программирования LEGO роботов. Раздел 4 «Основы мобильной разработки» направлен на знакомство обучающихся с миром мобильных приложений, программных средств для разработки мобильных 8 приложений в среде IntelliJ, а также на формирование умений разработки простейших мобильных приложений и умений оформления интерфейса мобильных приложений. 1.6. Ожидаемые результаты освоения программы Требования к уровню подготовки обучающихся направлены на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, еѐ приобщения к современным и ITтехнологиям. Предметные результаты По окончании обучения по программе обучающиеся будут иметь представление: - об основных областях IT-сферы (программирование, виртуальная и дополненная реальность, мобильная разработка, программирование роботов); - о принципах работы и сферах применения виртуальной и дополненной реальности; - о сферах применения роботов; - о специальном оборудовании и программных средствах, необходимых для создания и использования виртуальной реальности и программирования роботов; - о понятии «алгоритм» и основах программирования в среде программирования Scratch; - о понятии «язык программирования», их видах и назначении. будут знать: - названия и возможности компьютерных программ и сред программирования - понятия «робот», «модель», «язык программирования», «сайт», «мобильное приложение». будут уметь: - применять простые правила кибербезопасности в жизни; - создавать простейшие программы в среде программирования Scratch или на языке программирования С++; - конструировать простых роботов из специальных конструкторов и создавать простейшие программы для их программирования; - разрабатывать простые мобильные приложения. Ожидаемые предметные результаты освоения каждого учебного раздела описаны в их пояснительных записках. Метапредметные результаты По окончании обучения по программе обучающиеся будут: - инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; 9 - проявлять нестандартное и критическое мышление, творческие способности и фантазию; - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; - организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности для разного вида работ. - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; - уважительно относиться к позиции другого; - находить необходимую информацию и материалы в интернете. Личностные результаты По окончании обучения по программе обучающиеся будут: - различать оценку действия и оценку личности; - оценивать свой и чужой труд; - совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; - проявлять отзывчивость, сопереживание в общении с одногруппниками и педагогами. 1.7. Учебный план программы № п/п 1 Наименование раздела Раздел 1 «Основы компьютерной грамотности и безопасности» Количество часов всего 7 В том числе теория практика 3 4 2 Раздел 2 «Основы программирования в Scratch» 9 3 6 3 Раздел 3 «Программирование роботов» 10 4 6 4 Раздел 4 «Основы мобильной разработки» 10 4 6 36 14 22 Итого по программе: 1.8. Содержание программы Раздел 1 «Основы компьютерной грамотности и безопасности» Учебный раздел «Основы компьютерной грамотности и безопасности» направлен на 10 формирование у учащихся основ компьютерной грамотности и начального опыта работы с компьютером, необходимого для дальнейшего погружения в IT-сферу. Кроме того, в процессе освоения раздела, обучающиеся познакомятся с таким понятием, как «кибербезопасность», изучат риски и опасности, с которыми может столкнуться человек в Интернете, а также научатся применять основные правила кибербезопасности в своей повседневной жизни. Цель раздела – формирование у учащихся основ компьютерной грамотности, начального опыта работы с компьютером и знакомство с основными правилами кибербезопасности. Задачи: - познакомить с техникой безопасности при работе на компьютере. - познакомить с устройством персонального компьютера, дополнительными устройствами (мышь, клавиатура) и правилами их использования. - сформировать устойчивые знания при работе в Проводнике. - помочь освоить основные приёмы работы в Интернете. - познакомить с основными правилами кибербезопасности. Ожидаемые предметные результаты освоения раздела будут знать - технику безопасности на ПК - устройства ПК и дополнительные устройства; - что такое Рабочий стол - назначения клавиш клавиатуры; - приемы работы в Проводнике; - основные правила кибербезопасности. будут уметь: - пользоваться клавиатурой и мышью; - создавать, сохранять и находить на компьютере различные файлы. Учебно-тематический план раздела № Наименование тем п/п Количество часов теория 1 Компьютер и дополнительные устройства. Операционная система компьютера. Клавиатура 1 2 Папки и файлы. Работа в Проводнике. Основные 1 практика всего 1 1 2 11 команды при работе на ПК: копирование, вырезание вставка 3 Работа в Интернете. Правила кибербезопасности. Итого по разделу: 1 2 3 3 3 6 Содержание учебного раздела Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности. Состав ПК. Операционная система компьютера. Объекты рабочего стола. Теория. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Этапы развития компьютерной техники. Отработка практических навыков организации рабочего места. Обзор рабочего стола. Практика. Включение, выключение и перезапуск ПК. Создание папок на рабочем столе. Тема 2: Работа в Проводнике. Основные команды при работе на ПК: копирование, вырезание, вставка. Клавиатура. Назначение клавиш. Теория. Проводник – что это, как в нем работать. Выделение, копирование, вставка – обзор действий команд. Работа с окнами. Клавиши клавиатуры. Клавиатурные сочетания. Языковая раскладка клавиатуры. Переключение режимов работы клавиатуры. Работа с манипулятором мышь. Виды указателя мыши. Практика. Создание каталогов, папок и файлов. Перемещение, удаление, каталогов, файлов и папок. Упражнение «Печатаем алфавит в текстовом редакторе «Блокнот». Тема 3: Работа в Интернете. Правила кибербезопасности. Теория. Понятие «Кибербезопасность. Угрозы в сети интернет. Основные правила безопасности при работе в Интернете. Проверка информации на достоверность. Защита личной информации. Практика. Кейсы и задания на тему "Безопасность в интернете". Подведение итогов модуля. Самостоятельная практическая работа, включающая в себя знания всего раздела. Раздел 2 «Основы программирования в SCRATCH» Учебный раздел «Основы программирования в Scratch» направлен на формирование базовых представлений о процессе программирования, о существующих языках 12 программирования, а также перспективах использования программирования в различных сферах. Обучающиеся знакомятся со средой креативного блочного программирования Scratch и создают свои первые проекты в Scratch – анимацию, простейшие компьютерные игры, викторины. Цель раздела – развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенций в процессе изучения среды программирования Scratch. Задачи: 1) Познакомить с понятием «программирование» и основными языками программирования, их особенностями и сферами применения. 2) Формировать базовые умения работы в среде программирования Scratch. 3) Развивать пространственное, логическое и алгоритмическое мышление. 4) Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к технике и оборудованию. Ожидаемые предметные результаты освоения раздела будут знать - названия среды программирования Scratch; - термины «программирование», «спрайт», «сцена»; - названия некоторых распространенных языков программирования: java, python, С, C++; будут уметь: - работать в среде программирования Scratch; - создавать фон для сцены и костюма для спрайта с помощью растрового графического редактора в среде программирования Scratch; - создавать простые анимационные сцены в Scratch; - создавать простые компьютерные игры в Scratch. Учебно-тематический план раздела № Наименование тем п/п Количество часов теория 1 Вводное занятие. Понятие «Программирование» 1 2 Первые опыты в среде программирования SCRATCH 3 практика всего 1 6 9 13 Итого по разделу: 4 6 10 Содержание учебного раздела Тема 1 Вводное занятие. Понятие «Программирование». Теория. Понятие «программирование». Зачем нужно программирование? В каких сферах нужны программисты? Языки программирования, их виды и применение. Практика. Игра «Что бы я запрограммировал?». Тема 2. Первые опыты в среде программирования SCRATCH. Теория. Среда программирование Scratch. Инструменты графического редактора. Особенности растровой и векторной графики. Знакомство с блоками Движение и Внешность. Коробка «Движение». Система координат. Коробка «Внешность». Практика. Создание фона для сцены и костюма для спрайта с помощью растрового графического редактора. Создание фона для сцены и костюма для спрайта с помощью растрового графического редактора. Практическая работа с костюмами и эффектами спрайта. Подведение итогов раздела. Демонстрация, обсуждение программ, выполненных обучающимися в среде SCRATCH. Раздел 3 «Программирование роботов» Цель раздела – развитие алгоритмического мышления обучающихся, их конструкторских способностей, аналитических и логических компетенций в процессе изучения основ программирования LEGO роботов. Задачи: 1) Познакомить с понятием «робот» и сферами применения роботов. 2) Формировать умения собирать роботов по схемам. 3) Формировать базовые умения работы в среде программирования роботов LEGO EDUCATION. 4) Развивать конструкторские способности. пространственное, логическое и алгоритмическое мышление. 5) Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к технике и оборудованию. Ожидаемые предметные результаты освоения раздела будут знать - названия среды программирования роботов LEGO EDUCATION; 14 - термины «программирование», «робот»; - название и назначение некоторых частей конструкции робота: «датчик», «мотор», «программный блок». будут уметь: - собирать роботов по схеме; - работать в среде программирования роботов LEGO EDUCATION; - управлять роботом при помощи одного ли нескольких программных блоков. Учебно-тематический план модуля № Наименование тем Количество часов п/п теория практика всего 1 Вводное занятие. Роботы в нашей жизни 1 2 Сборка и программирование роботов LEGO EDUCATION 3 6 9 4 6 10 Итого по разделу: 1 Содержание учебного раздела Тема 1. Вводное занятие. Роботы в нашей жизни. Теория. Понятие «робот». Где применяются роботы. Практика. Знакомство с техническим обеспечением LEGO EDUCATION: модулем (хабом), мотором, датчиками и прочим техническим обеспечением. Установка и запуск программы. Знакомство с главным меню программы. Тема 2. Сборка и программирование роботов в среде LEGO EDUCATION. Теория. Просмотр демонстрационного видеоролика о подсоединении оборудования и активизации его с помощью программного обеспечения. Знакомство с базовыми деталями конструктора и способами их соединения. Базовые принципы работы со сборкой. Устройство ввода и датчики. Управление при помощи одного или нескольких программных блоков. Практика. Сборка и программирование движущихся устройств с мотором, датчиками и прочим техническим обеспечением. Подведение итогов раздела. Демонстрация робототехнических моделей, выполненных обучающимися. Раздел 4 «Основы мобильной разработки» Учебный модуль «Основы мобильной разработки» направлен на знакомство обучающихся с миром мобильных приложений, программных средств для разработки 15 мобильных приложений, а также на формирование умений разработки простейших мобильных приложений и умений оформления интерфейса мобильных приложений. Цель раздела – знакомство обучающихся с миром мобильных приложений, программных средств для разработки мобильных приложений, а также на развитие основных умений оформления и анимации интерфейса мобильных приложений. Задачи: 1) Познакомить с понятием «мобильное приложение», а также с основными функциями и видами мобильных приложений. 2) Познакомить с основными программными средствами разработки мобильных приложений в ходе практической работы. 3) Развивать чувство стиля, цвета, пропорции. 4) Воспитать терпение к достижению результата и чувство ответственности. Ожидаемые предметные результаты освоения раздела будут знать: - понятие «мобильное приложение», «мобильная разработка», «интерфейс»; - некоторые виды мобильных приложений; - название среды для разработки мобильных приложений; будут уметь: - разрабатывать простейшее мобильное приложение в среде IntelliJ; - оформлять интерфейс мобильного приложения. Учебно-тематический план модуля № Наименование тем п/п 1 Количество часов теория Мобильные приложения, их виды и средства для создания практика 1 всего 1 мобильных приложений 2 Разработка собственного мобильного приложения Итого по разделу: 3 6 9 4 6 10 Содержание учебного раздела Тема 1 Мобильные приложения, их виды и средства для создания мобильных приложений. Теория. Понятие «мобильное приложение». Виды мобильных приложений. Как и зачем разрабатываются мобильные приложения. Практика. Разработка идеи собственного мобильного приложения. 16 Тема 2. Разработка собственного мобильного приложения. Теория. Интерфейс среды IntelliJ и еѐ основные функции. Практика. Разработка идеи собственного мобильного приложения, его дизайна. Работа в среде IntelliJ по разработке приложения. Подведение итогов раздела. Презентация разработанных приложений внутри группы. 17 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической работы с младшими школьниками, а также обладающий навыками работы в специальных компьютерных программах и сервисах. Также педагоги, реализующие программы центра цифрового образования детей IT-куб, педагоги дополнительного образования. 2.2. Методическое обеспечение 1. Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса При реализации программы используются следующие педагогические технологии: Метод проектов. В рамках каждого раздела обучающимися разрабатываются собственные продукты с использованием элементов метода проектов (собственные бизнесидеи, идеи мобильных приложений, иконки, иллюстрации и т.п.) Интерактивные технологии. Презентационный метод: проведение выставок (электронных) по итогам работы каждого модуля (в группе в социальной сети «ВКонтакте»). Презентация результатов работы, личных достижений Игровые технологии. Игра - знакомство с детьми. Дидактические игры на занятиях Информационные технологии. Поиск, сбор и систематизация информации и изображений с использованием Интернет. Использование специальных компьютерных программ и сред программирования для выполнения творческих заданий 2. Учебно-методический комплекс программы Для реализации программы «IT-каникулы» сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы: 1) Методические материалы для педагога: - комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для младшего школьного возраста); - инструкции по охране труда и технике безопасности; - положения, приказы, информационные письма о проведении мероприятий различного уровня по профилю объединения. 2) Диагностический инструментарий: 18 - тест с практическим заданием для входной диагностики стартового уровня владения компьютерной грамотностью (Приложение 1). - анкеты «О каких языках программирования я слышал», «Зачем этот инструмент», «Что я знаю о виртуальной и дополненной реальности», «Что я знаю о мобильных приложениях», «Какими цифровыми услугами я пользуюсь» для проведения входной диагностики по разделу. - итоговый тест для проведения итоговой аттестации обучающихся. - анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения». - лист результатов диагностики. 2.3. Материально-техническое обеспечение программы 1) Учебный компьютерный класс, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 человек (компьютеры, рабочие места для обучающихся, доска, шкаф для УМК, шкафы для хранения материалов, инструментов, инвентаря и оборудования). Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом). В кабинете должны быть созданы условия для безопасной работы за компьютерами (изолированные провода, система хранения компьютеров, отсутствие проводов на полу). 2) Оборудование, необходимое для реализации программы: - программное обеспечение (на каждом персональном компьютере для ребенка): операционная система, офисные программы, AdobeIllustrator, MagicalVoxel, среда программирования Scratch, IntelliJ. - компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет (на каждом персональном компьютере для ребенка); - мультимедийная проекционная установка или интерактивная доска; - МФУ (принтер черно-белый, цветной; сканер, ксерокс); - робототехнические наборы LEGO EDUCATION. 3) Подсобные материалы и инструменты: клейкая бумажная лента, скотч, декоративные кнопки, скрепки-зажимы. 4) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, цветные карандаши, ластики; бумага (альбомы для рисования А4 или блокноты), клей, ножницы, степлеры 19 Список литературы 1. Буйлова, Л.Н. Современные тенденции обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека КиберЛенинка.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-obnovleniya-soderzhaniyadopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-obscherazvivayuschih-programm/viewer 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Закон об образовании РФ. – Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru/ 3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Правительство Российской Федерации» – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf 4. Методические общеразвивающих рекомендации программ (включая по проектированию разноуровневые дополнительных программы). Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Режимдоступа: https://цэвд.рф/docs/metodicheskie-rekomendatsii-po-proektirovaniyu- dopolnitelnykh-o_p96896.pdf 5. Методические рекомендации по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО. [Электронный ресурс] / Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Томской области -Режим доступа: http://dop70.ru/ 6. Добриборш Д.Э., Чепинский С.А., Артѐмов К.А. Основы робототехники на Lego® Mindstorms® EV3. Учебное пособие. – М.: Лань, 2019. – 108 с. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2019. – 223 с. 7. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. 8. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с. 9. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. 10. Залогова Л.А. Компьютерная графика: учебное пособие / Л.А. Залогова. - 3-е изд. - Москва: Бином. Лаб. знаний, 2009 - 213 с. 20 11. Торгашева Ю. Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch. – СПб.: Питер. 2017. – 128 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок») 12. Голиков Д.Н. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с. 13. Ашманов И.С. Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя. М.: Питер, 2011. 14. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.: Вильямс, 2007 15. Разработка приложений под мобильную платформу Android : учебное пособие / Д. В.Кравцов, М. А. Лосева, Е. А. Леонов [и др.]. — Москва : ФЛИНТА, 2018. 16. Коузен, К. Современный Java: рецепты программирования / К. Коузен. — Москва :ДМК Пресс, 2018. 17. Гуськова, О. И. Объектно ориентированное программирование в Java : учебное пособие / О. И. Гуськова. — Москва : МПГУ, 2018. 18. Программирование на языке Java. Конспект лекций : учебно-методическое пособие /А. В. Гаврилов, С. В. Клименков, Ю. А. Королёва [и др.]. — Санкт-Петербург : НИУ ИТМО, 2019. 21 Приложение 1 Оценочные материалы Входное тестирование с практическим заданием для выявления стартового уровня владения детьми компьютерной грамотностью (распределение обучающихся на группы) Инструкция: тестирование можно проводить как письменно (первую часть с вопросами), так и устно в виде собеседования. Первую часть (вопросы) ребенок может выполнять, глядя на клавиатуру. № 1 2 3 4 Задание Оценка в баллах Часть 1. Теория. Вопросы Какая кнопка на клавиатуре означает «ввод», Ответ – Enter еѐ мы нажимаем, когда хотим подтвердить 1 балл свое действие Какая кнопка на клавиатуре делает букву Ответ – Shift «большой» при наборе текста 1 балл При помощи каких двух кнопок можно Ответ – Delete, Backspace удалить 2 балла(1 балл за каждый ответ) любой элемент - часть текста, объект, файл Назови название одного любого знакомого Правильный ответ – 2 балла тебе браузера для выхода в интернет (Google Chrome, Yandex, Explorer, Firefox) 5 Как называется самая длинная кнопка на клавиатуре, при помощи которой мы можем ставить пропуски между словами при наборе текста? Ответ – пробел 1 балл 6 Мы открыли папку с файлами и хотим выделить сразу несколько файлов, чтобы удалить их. Какую кнопку мы можем зажать на клавиатуре, чтобы выделить сразу несколько объектов? Ответ – Shift или Ctrl 3 балла 1 Часть 2 Практическое задание Включи компьютер. Поменяй раскладку 3 балла клавиатуры с русского на английский язык и 1 балл если трудности со обратно. Набери пароль для входа в систему сменой раскладки (укажет педагог) 2 Открой новый файл «Блокнот», напиши в нем 4 балла свое имя по-русски, сохрани файл на рабочий 3 балла если затруднение с стол. Первые буквы фамилии и имени большими буквами должны быть большие Пример: Вася Иванов 3 Создай еще один новый документ «Блокнот». Скопируй текст из первого файла (свое имя и 4 балла 3 балла если затруднение с большими буквами 22 фамилию) и вставь его в новый документ. В новом файле удали свою фамилию и напиши школу и класс Пример: Вася Школа №1 4А класс 4 Сохрани новый файл (из пункта 3) в другое место (папка «Документы» или папка на локальном диске по выборе педагога). Закрой сохраненный файл. Затем найди и удали по очереди оба файла. 4 балла 5 Открой любой браузер для выхода в интернет. Найди в поиске любую картинку с изображением компьютера и сохрани ее в папке по выбору педагога. При сохранении создай папку «Картинка____(свое имя)__» внутри той папки, где укажет педагог. Затем найди папку и картинку, убедись, что всѐ сохранилось и удали созданную папку с картинкой 5 баллов 3 балла если затруднения с созданием папки при сохранении Итого баллов Оценочная шкала Результат от 0 до 5 баллов – очень низкий уровень владения компьютером, рекомендуются дополнительные тренировки по изучению клавиш компьютера и способов работы с ним (создание, сохранение, удаление файлов). Результат от 5 до 15 баллов – средний уровень. Результат от 15 до 30 баллов – уровень выше среднего. 23